Гонения, любовь всей жизни и страдания из-за бездетности. эдит утёсова, дочь знаменитого артиста

Последнее выступление

В артистической среде восьмидесятых годов весьма большой популярностью пользовался так называемый «Антиюбилей», когда вместе собирались люди с недюжинным чувством юмора и поздравляли человека с днем рождения без малейшего официоза и советской напыщенности, вышучивая как происходящие события вокруг, присутствующих, так и самого именинника. Таким был и «Антиюбилей Леонида Утесова» 24 марта 1981 года. Двумя днями ранее ему исполнилось 86 лет. 24 марта он выступил на публике в последний раз.

Приглашение на антиюбилей Утёсова

В числе гостей на его «Антиюбилее» в ЦДРИ было много знаменитостей: Аркадий Райкин и Зиновий Гердт, Александр Ширвиндт и Юлий Ким, Михаил Державин и Михаил Жванецкий, Зиновий Паперный и Роман Карцев. Жванецкий тогда отличился больше остальных, отпустив несколько шуток на тему еврейского происхождения присутствующих, что было абсолютным табу на телевидении и в радиоэфире.

Леонид Утёсов на своём Антиюбилее

Организатор дружеского вечера, Борис Поюровский, позже вспоминал о том, что к нему обращались с предложениями даже из высшего руководства, чтобы снять на пленку все действо. Но было решено обойтись без телевидения, чтобы люди чувствовали себя свободно. Атмосфера была бесконечно творческой, смех стоял в зале практически беспрерывный. К счастью, Юрий Векслер сохранил бесценную фонограмму, на которой были запечатлены все вдохновенные выступления истинных мастеров слова и музыки.

Леонид Утёсов и Александр Ширвиндт

Утесов сидел в первом ряду, рядом с ним был микрофон, в который он комментировал остроты, стихи, песни. Вел весь «Антиюбилей» Александр Ширвиндт. В конце выступил сам «антиюбиляр», спев песню «Я хочу чтоб голос звучал» и прочитав стихотворение собственного сочинения.

Последнее выступление Леонида Утёсова

На следующий день после антиюбилея умер муж его дочери, уже пожилой человек, страдавший от болезни Паркинсона. Следом ушла из жизни Эдита – от лейкемии. Утёсов даже при их жизни чувствовал себя одиноким, а после смерти дочери сильно сдал.

[править] Библиография

  • Утёсов Л. О. Записки актёра. — М., 1939.
  • Утёсов Л. О. С песней по жизни. — М., 1961.
  • Бейлин А. Леонид Утёсов. // В кн.: Воображаемый концерт. Рассказы о мастерах советской эстрады. — Л., 1971, с. 102—105.
  • Утёсов Л. О. Спасибо, сердце! Воспоминания, встречи, раздумья. — М., 1976.
  • Булгак Л. Г. Леонид Утёсов. // В кн.: Певцы советской эстрады. — М., 1977, с. 3—20.
  • Дмитриев Ю. А. Леонид Утёсов. — М., 1982.
  • Скороходов Г. А. Звёзды советской эстрады. — М., 1982; 2-е изд.: М., 1986 (в ч., глава «Секрет Утёсова», с. 18-33, 2-е изд. с. 25—43).
  • Ревельс А. С. Рядом с Утёсовым. — М., 1995.
  • Неизвестный Утёсов. Сост. Г. А. Скороходов. — М., 1995.
  • Акимов В. В. Леонид Утёсов. — М., 1999.
  • Хорт А. Н. Король и свита. Забавные картинки из жизни Леонида Утёсова, его друзей и его Одессы. — М., 2000.
  • Скороходов Г. А. Леонид Утёсов на эстраде, на пластинках и в кино. // В кн.: Скороходов Г. А. В поисках утраченного. — М., 2000, с. 3—24.
  • Утёсов Л. О. Прости-прощай, Одесса-мама! (Стихи. Сост. А. Г. Иванов). — М., 2003.
  • Погадаев В. А., Погадаева П. В. П. Рамли и Леонид Утёсов: параллели творчества. // В кн.: Малайско-индонезийские исследования. Выпуск 16. М., Общество «Нусантара», 2004, с. 208—218.
  • Pogadaev Victor, Pogadaeva Polina. Ramlee and Leonid Utesov: Parallels of Creativity. // В кн.: P. Ramlee di Cakera Nusantara. Editor Awang Azman Awang Pawi, Khor Chooi Lian. Universiti Malaysia Sarawak, Kota Samarahan, 2005, p. 239—249.
  • Скороходов Г. А. Диски Леонида Утёсова. // В кн.: Скороходов Г. А. Тайны граммофона. Всё неизвестное о пластинках и звёздах грамзаписи. — М., 2004, с. 36—57; Отколовшийся Яков Скоморовский. // Там же, с. 57—65.
  • Сафошкин В. Д. Леонид Утёсов. — М., 2005.
  • Гейзер М. М. Леонид Утёсов (серия «Жизнь замечательных людей»). — М., 2008.
  • Клитин С. С. Теа-джаз Л. Утёсова. // В кн.: Клитин С. С. История искусства эстрады. Учебник. — СПб., 2008, с. 342—345.
  • Надеждин Н. Я. Леонид Утёсов: «Тебе не хочется покоя…»: (серия «Неформальные биографии»). — М., 2011.

Памяти великого одессита посвящается

Образ Утёсова неоднократно восстанавливали на экране. В начале 2000-х годов вышли сразу 4 фильма, где мы видим Леонида Осиповича в исполнении разных артистов. В 2006 году выходит фильм, посвящённый творчеству самого артиста: «Утёсов. Песня длиною в жизнь».

В сериале «Ликвидация» великого музыканта мы видим в небольшом фрагменте. Маршал Жуков приглашает Утёсова выступить в Одессе для того, чтобы собрать всех воров в законе в одном концертном зале и там арестовать их. Сколько трагизма в том кадре, когда Леонид Осипович на вокзале кланяется любимому городу и говорит: «Прости, Одесса, я не знал». В этом и предыдущем фильме роль народного артиста сыграл Богдан Бенюк.

В 2011 и 2015 годах образ Утёсова выходят фильмы «Жизнь и приключения Миши Япончика» и «Орлова и Александров». В последнем очень колоритно сыграл Николай Добрынин.

Каждый день в 17-00 шлягер «У Чёрного моря» исполняется на Думской площади.

Когда гости и жители Одессы покидают город с железнодорожного вокзала, их провожает песня «У Чёрного моря». Фрагменты из неё звучат перед объявлениями в аэропорту.

Переулок, на котором родился и до 17 лет жил артист, переименован в улицу Утёсова.

Его имя присвоено самолёту компании «Аэрофлот» и даже астероиду.

Благодарные слушатели поставили памятники артисту на набережной Абрау-Дюрсо и на Дерибасовской улице.

На домах, где он жил в Одессе и Ленинграде, установлены мемориальные доски.

Сложный выбор и уход из эстрады

В военное время Эдит вместе с отцом, супругом и оркестром ездила на передовую, выступала перед бойцами. В течение месяца они давали по сорок и более концертов, не раз попадая под бомбежку. После окончания войны, как казалось, творческий дуэт должен был процветать.

Однако, манера исполнения Эдит в стиле джаза постоянно подвергалась критике. Утесова поставили перед выбором: или он выгонит дочь из оркестра, или весь коллектив подвергнется репрессиям. Жестко, не правда ли?

После семнадцати лет работы в коллективе, Эдит, по распоряжению Министерства культуры СССР, уволили. Леонид Осипович очень переживал по этому поводу. Можно только представить, чего стоило хрупкой женщине выдержать грязные нападки, анонимные письма, а также злые эпиграммы, которыми её забросали в то время. Не раз Утесову приходилось слышать в спину: «Развел «семейщину»…». Зависть? На мой взгляд, да.

кадр из муз. фильма «Концерт на экране», 1940 год

Долгое время Эдит Леонидовна находилась в депрессии, никуда не выходила, ни с кем не общалась. Позже создала свой коллектив, вступала сольно, также пела знаменитые произведения в сопровождении джаз-ансамбля О. Кандата. Эти концерты посещали преданные поклонники, но такого успеха, как был с Утесовым, достичь не смогла. Вскоре она оставила сцену.

Если говорить о кинематографе, то первый раз снялась подростком вместе с отцом в кинофильме Б. Светлова «Чужие». Также принимала участие в съемках музыкальной ленты «Концерт на экране» (1940 год), в которой можно увидеть Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Николая Черкасова.

«Как вы лодку назовете…»

В 1913-м новоиспеченный Леонид Утесов (настоящая фамилия больше никогда не появится на театральных афишах) поступил в Театр миниатюр, располагавшийся в городе Кременчуге. Тут театральная карьера пошла в гору.

Молодой артист выпустил бенефис под названием «От трагедии до трапеции». Спектакль шел много часов подряд. Сначала Леонид разыгрывал сцену из драматического спектакля, затем пел акт из оперетты, следом исполнял партию первой скрипки в скрипичном трио, после чего разыгрывал пантомиму. Но и это еще не все. Дальше шли сатирические куплеты, юмористический рассказ, танец, романс, пародия, жонглирование, а в финале – полет на трапеции. Его очень хорошо принимали, особенно в Одессе. Большим поклонником разностороннего таланта молодого артиста стал знаменитый король преступного мира – Миша Япончик (Винницкий его настоящая фамилия). Леонида Утесова он не раз выручал в вопросах, связанных с его (Мишкиным) «департаментом».

Создать династию у Утесова не получилось

Выступление Утёсова на фронте,1942 год. Фото: wikipedia.org

Говорят, в жизни Утесов был таким же, как на сцене: юморным и веселым. Его тяжело было застать в дурном расположении духа. Он безумно любил свою дочь, Эдит, и она отвечала ему дочерней привязанностью. Долгие годы они даже работали в одном оркестре, хоть это и было против всех правил.

Советское общество осуждало работу родственников в одном коллективе. Династии могли создаваться и приветствовались только у мартеновских печей или в угольных шахтах. А если дело касалось театров или оркестров – немедленно начинались обвинения в «семейственности». Дрязги вокруг Утесовых достигли самого верха, так что Эдит уволили из оркестра распоряжением аппарата Министерства культуры СССР.

Музыка

В 1928 году Леонид Осипович побывал в Париже и влюбился там в джаз. Неизвестный советской публике музыкальный жанр так захватил артиста, что в 1929 году он представил с оркестром собственную театрализованную джазовую программу. В 1930 году был подготовлен новый концерт, куда Утёсов включил оркестровые фантазии Исаака Дунаевского. В 1934 году на экраны вышел фильм «Веселые ребята», где Леонид Осипович снялся вместе с музыкантами своего оркестра. С певцом в ленте сыграла начинающая киноактриса Любовь Орлова. В 2010 году первая советская джаз-комедия с Утёсовым была показана по телевидению в восстановленном цветном варианте. Знаменитая песня «Сердце», исполненная Утёсовым в этом фильме, была написана Исааком Дунаевским задолго до съемок.

https://youtube.com/watch?v=LRUg8v7ULdI

Репертуар Леонида Осиповича насчитывает не одну сотню композиций. Некоторые песни наиболее известны из-за связанных с ними историй. В 1935 году композиция «С одесского кичмана» в исполнении Утёсова стала народным шлягером. Тот период советского времени был особо напряженным из-за сталинских репрессий. Певец повременил с исполнением несерьезной песни, получив предупреждение от властей. Однако, на приеме в честь спасения полярников ледокола «Челюскин» Утёсов исполнял композицию «С одесского кичмана» в Георгиевском зале по личной просьбе Сталина.

Существует версия, что Исаак Дунаевский в 1936 году написал песню «Жил отважный капитан» для Леонида Осиповича, но в репертуар певца она не вошла. В 1937 год артист представил публике программу «Песни моей Родины» и ввел дочь Эдит в свой музыкальный коллектив в качестве солистки. В 1939 года артист стал первым исполнителем в СССР, снявшимся в музыкальном клипе. В 1941 году началась Великая Отечественная война, и Утёсов переключился на песни военно-патриотического характера. В считанные месяцы музыканты подобрали новый репертуар и отправились на фронт с музыкальной программой «Бей врага» поддерживать бойцов Красной армии. 

В первый год своих гастролей оркестр дал более 200 концертов. В 1942 году Леониду Утёсову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Оркестр продолжал гастролировать с военно-патриотическим репертуаром до окончания войны, самые популярные композиции того времени: «Жди меня», «Катюша», «Песня военных корреспондентов», «Одессит Мишка», «Солдатский вальс». Леонид Осипович был в числе артистов, участвующих в праздничном концерте в Москве 9 мая 1945 года.

https://youtube.com/watch?v=_Zt1wkJMQpI

В 1947 году джазовый коллектив Утёсова переименовали в Эстрадный оркестр РСФСР. В тот же период была представлена оркестровая фантазия «Москва», подготовленная к празднованию 800-летия столицы. В 1951 году появилась песня «У черного моря», ставшая визитной карточкой Одессы. Она была написана для Утёсова Модестом Табачниковым и Семёном Кирсановым. В послевоенный период Эстрадный оркестр РСФСР под руководством Леонида Осиповича продолжал представлять новые музыкальные номера. В начале пятидесятых Эдит Утёсова ушла из коллектива, а через 10 лет сцену оставил и ее отец. В 1965 году Леониду Осиповичу было присвоено звание народного артиста СССР.

[править] Биография

Лазарь Вайсбейн родился 9 (21) марта 1895 года ) марта 1895 года в Одессе, в многодетной еврейской семье мелкого коммерсанта (по другим данным — экспедитора одесского порта) Осипа (Иосифа) Калмановича Вайсбейна и Малки Моисеевны, в девичестве Граник. Учился в одесском коммерческом училище Файга, но был отчислен, по версии самого Утёсова, за то, что в отместку за замечание вымазал мелом и чернилами одежду учителя Закона Божьего .

Параллельно брал уроки игры на скрипке.

Некоторое время выступал в бродячем цирке борца Ивана Бороданова в качестве гимнаста. В 1912 году он устроился в Кременчугский театр миниатюр, в это же время стал выступать под псевдонимом Леонид Утёсов.

В 1913 году поступил в одесскую труппу К. Г. Розанова, до революции 1917 года играл в ряде театров, таких, как Большой Ришельевский, Малый Ришельевский, Херсонский театр миниатюр, передвижной театр миниатюр «Мозаика». В 1917 году победил в конкурсе куплетистов в Гомеле. В том же году приехал в Москву, где выступал в столичном саду «Эрмитаж». В 1919 году впервые снялся в кино, исполнив роль адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт — борец за свободу».

В 1920-х годах продолжал выступать на эстраде и играть в различных театрах Москвы, Ленинграда (куда он переехал в 1922) и Риги. Продолжалась и его кинематографическая карьера.

В 1928 году в Париже (где он с женой и дочерью был в качестве туриста) Утёсов услышал американский джаз-оркестр Теда Льюиса, который поразил его тем, что потом сам Утёсов называл «театрализацией». По возвращении в Ленинград он создал собственный «Теа-джаз», первое выступление которого состоялось 8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра. Успех был значительным, и с этого момента Утёсов фактически сменил профессию, став руководителем (первый год вместе с трубачом Яковом Скоморовским) джаз-оркестра. Коллектив Утёсова исполнял западные шлягеры и специально написанные инструментальные композиции и песни. Последние постепенно заняли основное место в программах оркестра.

Большую роль в становлении Утёсова как музыканта и артиста сыграла его личная и творческая дружба с композитором Исааком Дунаевским, написавшим для «Теа-джаза», в частности, джазовые «рапсодии» — обработки русских, украинских и еврейских (на идише) песен, а также немало песен на стихи современных советских поэтов.

В 1934 году вышел на экраны кинофильм «Весёлые ребята» с Утёсовым в главной роли и с участием его оркестра (музыку к картине писал И. Дунаевский, тексты песен — В. Лебедев-Кумач). Успех фильма принёс Утёсову огромную популярность и известность по всей стране.

В годы войны Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал в опасные ситуации, под бомбёжки.

После войны Утёсов и его оркестр продолжали много ездить по стране, записываться на пластинки, выступать по радио, а потом и по телевидению. В последние годы Леонид Осипович с оркестром не выступал (кроме единичных случаев, когда он исполнял по 1-2 песни).

Леонид Утёсов скончался 9 марта 1982 года в Москве. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище (участок № 9). На доме, где он жил с 1970 по 1982 год. (Каретный ряд, 5/10), установлена мемориальная доска.

В 1982 году Треугольный переулок в Одессе, где родился и жил Утёсов, переименован в улицу Утёсова.

Музыка

Многим Леонид Утесов запомнился прежде всего, как эстрадный певец, способный исполнять песни в разных жанрах от джаза до романса. В 1928 г. ему посчастливилось побывать в Париже на джазовом концерте.

Утесов был настолько впечатлен игрой оркестра, что по приезду в Ленинград основал собственный «Теа-джаз». В скором времени он представил театрализованную джазовую программу, составленную по работам Исаака Дунаевского.

Любопытно, что в «Веселых ребятах» зрители могут увидеть почти всех музыкантов оркестра Леонида Осиповича. Именно в этой ленте прозвучала известная песня «Сердце», в исполнении артиста, которую и сегодня можно периодически услышать по радио и ТВ.

В 1937 г. Утесов представил новую программу «Песни моей Родины», доверив своей дочери Эдит выступить солисткой в его оркестре. Через пару лет он стал первым советским певцом, снявшимся в клипе. В военные годы он вместе с коллективом исполнял военно-патриотические композиции.

В начале 50-х Эдит решила оставить сцену, а спустя 10 лет ее примеру последовал и сам Леонид Утесов. За годы творческой биографии он исполнил сотни песен, став в 1965 г. Народным артистом СССР.

Наиболее знаменитыми оказались такие композиции, как «С одесского кичмана», «Бублички», «Гоп со смыком», «У Черного моря», «Московские окна», «Одессит Мишка» и многие другие. Дискография избранных песен артиста насчитывает свыше десятка альбомов.

Мы из джаза

Утесов благополучно пережил революцию и Гражданскую войну, выступая и в Одессе для белой Южной армии, и в красной Москве в саду «Эрмитаж». В 1920-е артиста хотя и критиковали за «легковесность» репертуара, но не трогали — и даже позволяли выезжать за рубеж с семьей (женился Утесов еще в 1914-м; родившаяся год спустя дочь Эдит впоследствии станет солисткой его оркестра). Именно в одной из таких поездок, в Париже в 1928 году, Утесов впервые услышал джаз. Это был американский оркестр Теда Льюиса, поразивший русского певца до глубины души. В своих мемуарах Утесов писал так:

Леонид Утесов, «Спасибо, сердце!»

Фото: РИА Новости/Юрий Абрамочкин

Советский эстрадный артист, певец, народный артист СССР Леонид Осипович Утесов, 1969 год

Первый концерт созданный Утесовым оркестр «Теа-джаз» («Театрализованный джаз») дал уже 8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра. Исполнялись и западные шлягеры, и фантазии Исаака Дунаевского на темы, как сказали бы сейчас, «этнической» музыки, и собственные обработки народных песен — правда, не самого одобренного тогдашней цензурой свойства. Среди первых грампластинок, выпущенных оркестром Утесова, были две песни, сделавшие его звездой первой величины еще до «Веселых ребят», — «Гоп со смыком» и «С одесского кичмана». Последнюю, по слухам, очень любил сам Сталин — что и спасало Утесова от многочисленных кампаний по борьбе с идеологически чуждой музыкой и «разгибанию саксофонов» (а их в «Теа-джазе» было аж пять — возмутительное количество!)

Песню про «урканов» по настоянию вождя Утесов исполнил и на приеме в Кремле в честь спасенных челюскинцев — причем трижды, с бисами. По воспоминаниям самого артиста, больше всего его поразила реакция полярников, устроивших танцы прямо на столах. Джаз постепенно проникал в песенную культуру страны, несмотря на запреты и критику — к тому же хитроумный Утесов (вполне, впрочем, искренно) указывал на несомненную связь новой музыки с местным фольклором, исполняя лукавые аранжировки традиционного еврейского клезмера, свадебной музыки.

Леонид Утесов, «Спасибо, сердце!»

Так писал он в своей книге «Спасибо, сердце!» уже в 1960-е, когда советский джаз окончательно превратился в принятую и приемлемую музыкальную форму (цензура переключилась на новую «буржуазную заразу», рок-н-ролл, который Утесов по понятным причинам тоже не одобрял — как, впрочем, и большинство западных джазменов).

Фото: Getty Images/Leonid Lazarev

Леонид Утесов на репетиции в Театре эстрады в Москве. 1964 год

Благодаря самому Утесову и сотрудничавшим с ним композиторам, в первую очередь Исааку Дунаевскому, советская песня от пафосных маршей эволюционировала в сторону более человечной, интимной даже эстрады. Тех песен, что остаются классикой и по сей день, — «Сердце», «Дорогие мои москвичи», «Московские окна», «У Черного моря».

«Если я выступлю с Тимати, меня не поймут»

Саксофонист Игорь Бутман — о стадионных амбициях, охранниках рэперов и опасности импровизации

Русским Фрэнком Синатрой нередко называли Иосифа Кобзона. Но — при всем уважении к Иосифу Давидовичу — более такое сравнение подходит Утесову. Синатра по большому счету создал заокеанскую эстраду; Леонид Осипович стал таким же творцом для нашей.

Боевое крещение народного артиста в театре и на фронте

С тех пор, как вспоминал сам музыкант, дело пошло в гору. Новая фамилия понравилась не только ему, но и народу. Дебют в одесском театре был успешным, постепенно теперь уже Леониду Утесову стали предлагать все более заметные роли. На сцене он самовыражался одновременно как артист, танцор и певец. Слава пришла к нему достаточно быстро, от этого Леонид Осипович все больше погружался в работу. Говорят, с приходом первого успеха Утесов сформулировал свой главный профессиональный принцип: «каждое последующее выступление должно быть либо новым, либо обновленным», ведь зрителям быстро приедаются образы. Он боялся наскучить людям, поэтому, как рассказывают, репетировал новые роли буквально на улицах города – отводил в сторону прохожего и рассказывал свою новую шутку. Если никто не смеялся, актер переделывал материал и подачу.

ФОТО: Википедия

После войны карьера артиста вышла на новый уровень. Утесов снова решился переехать в Москву – на этот раз удачно. Для специфичной столичной публики пришлось поработать над репертуаром. Самым ярким выступлением того периода стал авторский шестичасовой спектакль Утесова, где он продемонстрировал публике все, нас что способен: песни, танцы, сатирические зарисовки и даже цирк. Артист стал популярен и за рубежом – он побывал на гастролях во многих европейских странах и вот тогда по-настоящему увлекся джазом. Конечно, Леонид Осипович стал размышлять, как бы адаптировать это уникальное музыкальное явление к партийным реалиям. Слово «джаз», очевидно, вызвало неприязнь, тогда Утесов придумал термин «театрализованный оркестр». Пришлось выкручиваться самому: нанимать артистов, изобретать возможность звукозаписи, искать площадку для выступления. Так у Утесова родилась команда, аналогичная западной – состояла из 10 человек, где каждый имел свой музыкальный характер. Несмотря на все трудности, выступление оркестра состоялось 8 марта 1929 года. Успех был ошеломительный.

Игорь Утёсов — кто он, биография

Он родился в 1965 году.

Игорь Утесов Пашинин – житель Москвы, который доказал, что является внебрачным сыном советского эстрадного певца Леонида Утесова.

У Игоря Утесова Пашинина есть страница в Одноклассниках, а также страница Вконтакте.

В профиле он указал, что работает гидом-переводчиком.

«Экскурсии по Москве, Золотому Кольцу, а также по Чехии, Франции, Англии, Германии, Израилю на русском и английском языке», — написал Игорь Утесов Пашинин.

В 2016 году в программе «Прямой эфир» Андрея Малахова Игорь Пашинин рассказал о своем родстве с Леонидом Утесовым.

Там же был показан результат теста ДНК.

«Познакомившись с моей будущей 24-летней мамой, которая работала тогда контролером в троллейбусе и не имела ни высшего, ни специального образования, он предложил, чтобы помогать по хозяйству приходила именно она. Вот так всё и получилось. Видимо, он даже не мог представить себе тогда возможных последствий», — рассказал тогда Игорь Пашинин.

Как несколько лет назад писала «Комсомольская правда», москвич Игорь Пашинин прошел генетическую экспертизу, которая показала, что он и племянница Леонида Утесова — родные по крови. Убежденный, что он — внебрачный сын легендарного певца, Игорь поменял себе отчество и фамилию, получил новый паспорт, стал Леонидовичем и Утесовым. Мужчина рассказывал, что его бабушка по материнской линии была домработницей у Утесова, а его мать, тогда 24-летняя, приходила ей помогать и очень нравилась 69-летнему артисту…

При этом, как пишет «Лайф», известный адвокат Александр Добровинский, к которому Игорь Пашинин обращался для установления родства с Леонидом Утесовым, заявлял, что у Пашинина – психическое расстройство и навязчивые идеи, а тесты ДНК никакого родства не показали.

Детство в Одессе

Леонида Осиповича Утесова биография началась 22 марта 1895 года (в энциклопедиях указывается дата 21 марта) в городе Одессе. Тогда в доме номер 11 по Треугольному переулку родился мальчик, которому суждено было прославиться самому и прославить свой город. Через много лет переулок сменил название на улицу Утесова.

Семья Вайсбейнов (настоящая фамилия Утесова) была многочисленной – отец с матерью воспитывали пятерых детей. Отец, Иосиф (Осип) Калманович, работал экспедитором в порту, мать — Малка Моисеевна — стояла у штурвала своей семьи, управляя всеми домочадцами (включая мужа) твердой рукой. Еврейская мать и жена – это «что-то отдельное», поэтому никто не восставал против матриархата в доме в Треугольном переулке. Ледечка, судя по всему, унаследовал крутой нрав матери, что не могло не найти отражение в его судьбе. Но если Малка Моисеевна направляла свой характер на решение семейных вопросов – управление мужем и детьми, победоносные сражения с торговками на Привозе, то Ледя выплескивал его на окружающих за пределами отчего дома.

Во-первых, он много и успешно дрался, и даже стал своего рода знаменитостью в мальчишеском обществе Одессы. Во-вторых, Ледя Вайсбейн стал единственным учеником, исключенным из Коммерческого училища Файга – заведения, славившегося своими либеральными порядками. В те времена евреи (а настоящая фамилия Утесова, как мы помним, еврейская) могли составлять только 5% от общего числа учеников любого учебного заведения в России. И только Файг имел разрешение на прием 50% сынов избранного народа. Ледя Вайсбейн (настоящая фамилия Утесова) то ли ударил, то ли облил чернилами одного из преподавателей и был изгнан из стен учебного заведения навсегда. Вскоре юный хулиган нанялся в бродячий цирк Бороданова на должность «писателя афиш» и покинул город.

Игорь Утёсов застрелился почему

Только что в одном из стрелковых клубов Москвы застрелился 56-летний историк Игорь Утесов. Ничего не предвещало трагедии — мужчина пальнул два раза по мишени в присутствии инструктора, а затем навел ствол на себя и покончил жизнь самоубийством. Утесов выстрелил точно в сердце.

Мужчину не смогли спасти, он скончался до приезда скорой помощи. Сейчас мотивы самоубийства выясняют следователи.

Рядом с телом лежал пистолет, который погибший, как сообщает 4 августа прокуратура города Москвы, сам получил в стрелковом клубе незадолго до происшествия, после того, как оплатил занятие с инструктором. Инструктор, кстати, был рядом – на его глазах все и случилось.

Версия самоубийства является приоритетной, однако версию несчастного случая тоже рассматривают.

По данным «Комсомольской правды», у Игоря Утесова имелось онкологическое заболевание, и болезнь прогрессировала – не исключено, что это и стало причиной рокового поступка. Также сообщается, что в этот клуб он пришел впервые, и судя по всему, с конкретной целью.

Театр и фильмы

Утёсов попробовал себя в качестве актера еще в 1912 году. Знаменитый одессит работал в Кременчугском театре миниатюр, в Театре революционной сатиры, Ленинградском театре музкомедии, в Свободном театре, в Ленинградском театре сатиры, в Московском драматическом театре. Утёсову прекрасно удавались роли в опереттах. Кинодебют артиста состоялся в 1919 году. Утёсов снялся в ленте «Лейтенант Шмидт — борец за свободу» в роли адвоката Зарудного. Через четыре года он исполнил роль Петлюры в ленте Торговый дом «Антанта и Ко». В конце двадцатых годов были также съемки в других художественных фильмах.

Леонид Утесов в фильме «Карьера Спирьки Шпандыря» | Кино-Театр

В 1931 году актер вместе с Клавдией Шульженко играл в спектакле «Условно убитый» на сцене Ленинградского мюзик-холла. В 1954 году Леонид Осипович выступил в качестве постановщика эстрадного спектакля «Серебряная свадьба». Синематограф не так интересовал знаменитого одессита, как театр. Большая часть фильмов с участием Утёсова носит документальный характер, хотя на его счету есть и несколько художественных картин, включая всемирно известную комедию «Веселые ребята». 

Леонид Утесов в фильме «Весёлые ребята» | Кино-Театр

Работа в этой ленте оставила Леонида Осиповича разочарованным, он не раз шутил, что Любовь Орлова «съела его пленку». В начале сороковых годов был очень популярен фильм-концерт с участием Утёсова под названием «Концерт фронту». В  тот период артист много гастролировал со своим оркестром, поднимая боевой дух солдат Красной армии. В 1981 году из-за проблем с сердцем артист решил оставить сцену. В том же году вышел последний фильм с участием Утёсова, снятый при его жизни.

Сцена – наспех сбитая площадка, а зрительный зал – голая земля

Следующие 10 лет коллектив покорял все новые вершины и расширял свой репертуар. Весть о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года настигла их перед концертом. Музыканты понимали, что жизнь их теперь изменится – они исполнили патриотические песни, затем каждый написал заявление на вступление в РККА. Им отказали: коллектив должен был поднимать боевой дух на линии фронта.

ФОТО: Википедия

Не раз оркестранты оказывались в передрягах, не раз попадали под обстрел. Однако это не сказывалось на их настрое и качестве выступлений. 9 мая 1945 утесовцы выступали на площади Свердлова. Этот день Леонид Осипович называл своим самым счастливым, а тот концерт – самым лучшим. В День Победы Утесова наградили орденом Трудового Красного Знамени, это был почетный знак признания его вклада в Победу.

После войны коллектив Утесова продолжал свой творческий путь. Оркестр записывал новые пластинки, выступал на радио и телевидении, даже стал кузницей эстрадных кадров. На некоторое время к группе присоединилась дочь мастера Эдит. Современные критики считают, что она была уникальной самобытной артисткой, но во времена партии отцу пришлось ее уволить – народ не воспринял необычный голос и стиль исполнения девушки. С тех пор к Леониду Осиповичу подступила черная полоса: в 1962 году умерла его жена Елена, а в 1966 году у него начались проблемы со здоровьем. Так он решил покинуть сцену. Продолжал руководить оркестром, но сам не выступал. Артист написал автобиографическую книгу «Спасибо, сердце!», а 24 марта 1981 в последний раз вышел на сцену. Рассказывают, что в последние годы жизни Леонид Осипович чувствовал себя забытым и одиноким. Его мечта о внуках так и не сбылась. В 1982 году от лейкемии умерла его дочь Эдит, после этого артист продержался всего полтора месяца. Утесова не стало 9 марта 1982 года. Последними словами артиста были: «Ну, всё…».

ФОТО: Коньков Александр/ТАСС

Школьные годы не очень чудесные

Ну где ещё мог родиться такой колоритный артист, как не в Одессе, в семье бедных евреев? Дата его рождения: 9 (21) марта 1895 года. Подлинное имя Утёсова – Лейзер Вайсбейн.

Глава семьи, Осип Калманович, трудился скромным служащим в порту. Характером был спокойным, полностью покорившимся своей жене. А Малка Моисеевна славилась крутым нравом даже на одесском привозе. Решительную даму боялись и уважали. Ледечка, как называли будущую легенду дома, характером пошёл в мать. Озорной, бесшабашный, обладающий неуёмной фантазией, он не вписывался в еврейские рамки поведения.

Училище, куда отправили учиться восьмилетнего Ледечку, отличалось демократическими нравами. За 25 лет существования учебного заведения Г. Файга из него исключили всего одного ученика за прогулы, неуспеваемость и хулиганские выходки. И это был Лейзер Вайсбейн. Проучился он там всего 6 лет.

Выводы

Перед нами прошла удивительная жизнь культурного деятеля, прожитая с большой пользой для будущих поколений. Леонида Утесова знают как певца, актера-чтеца и конферансье, уникального дирижера и руководителя оркестром музыкальных инструментов. Человек-легенда, пронесший свою популярность уже через два века.

Вклад Леонида Утесова в развитие советской эстрады и кино огромен. Большой поклон за внедрение загадочной джазовой музыки в советскую эстраду. Здесь он действительно был первым – его джазовый оркестр «Теа-джаз» потряс наших слушателей уникальными новыми ритмами.

Сам Утесов не считал себя хорошим певцом. Миллионов поклонников привлекали простые, спетые от чистой доброй души композиции певца. Редко кому удавалось собирать аншлаги каждый концерт.

Память Леонида Утесова сохранилась в музеях и памятниках, страницах газет и кинофильмов, улицах и переулках города Одессы. Сам он успел написать автобиографию в форме воспоминаний и размышлений, состоящую из четырех книг.

Удивительный талант, бесконечная любовь и уважение к народу, к своим зрителям сделали Леонида Утесова бессмертным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector