«мужчинам свойственно плохо себя вести и причинять женщинам страдания»: какую роль сыграл фильм «леон» в жизни натали портман?

Содержание фильма «Леон»:

Фильм «Леон» (The Professional, 1994) — легендарная работа Люка Бессона, которая вошла в список кинематографической классики.

Сюжет фильма «Леон»

Леон Монтана (актёр Жан Рено) — киллер, живущий один в нью-йоркском районе Маленькая Италия. Мафиози Тони (актёр Дэнни Айелло) — его работодатель.  Леон отдыхает, занимаясь художественной гимнастикой, ухаживает за комнатным растением и просматривает старое кино.

Однажды Леон знакомится с Матильдой Ландо (актриса Натали Портман), одинокой девочкой. Матильда живёт со своей неблагополучной семьёй в прихожей. Она перестала посещать занятия в школе для проблемных девочек. Отец Матильды разозлил коррумпированных агентов, которые платят ему за то, что прячут кокаин в его квартире. Он взял немного кокаина себе. Во время рейда наркоман Стэнсфилд (актёр Гари Олдмэн) убивает всю семью Матильды, она в это время отправилась за продуктами. Когда девочка возвращается, она понимает, что произошло. Она идёт к жилищу Леона, тот пускает её к себе.

Матильда понимает, что Леон — киллер. Она умоляет его позаботиться о ней и научить её навыкам убивать, так как хочет отомстить за убийство своего четырёхлетнего брата. Леон думает убить её, но в конце концов обучает Матильду использованию оружия. Она выполняет его поручения, убирает квартиру и учит читать. Матильда часто говорит Леону, что любит его, но он отказывается отвечать взаимностью.

Леон отправляется на задание, Матильда наполняет сумку оружием из коллекции и отправляется убивать Стэнсфилд. Она идёт в офис DEA, выдавая себя за курьера. Девочка попадает в засаду к Стэнсфилду в ванной. Этим утром Леон убил Малки, одного из коррумпированных агентов DEA, в китайском квартале. Леон спасает Матильду, убивая ещё двух людей Стэнсфилда. Тони жёстко допрашивают о Леоне.

Матильда и Леон приходят в себя после тяжелого испытания. Мужчина рассказывает о том, как он стал «уборщиком». Он был молод и влюблён в девушку из богатой семьи. Они планировали сбежать, но отец девочки убил её в гневе, избежав правосудия. Леон убил его и сбежал в Нью-Йорк, где встретил Тони, обучаясь у него. 

Матильда возвращается домой из магазина, полиция Нью-Йорка, присланная Стэнсфилдом, захватывает её и пытается проникнуть в квартиру Леона. Тот устраивает засаду спасает девочек. Он говорит, что любит её, за несколько минут взрыва квартиры. Леон маскируется под раненого офицера. Стэнсфилд следует за ним и стреляет ему в спину. Леон умирает и передаёт Стэнсфилду предмет для Матильды. Это гранатомет.

Матильда идет к Тони, как приказал ей Леон. Тони отдает девочке завещанные деньги на основе пособия. Матильда возвращается в школу. Она высаживает в поле комнатное растение Леона.

Насколько достоверен Леон как киллер?

Зрители, плохо разбирающиеся в психологии, иногда называют Леона аутистом, но это неверно: у него нет никаких психических отклонений. И в то же время он сильно отличается от других людей: живет одинокой, уединенной жизнью, пьет лишь молоко, не умеет читать и писать, не тратит заработанное; его главное развлечение — дневные сеансы в кинотеатрах, показывающих старые фильмы. Может ли такой человек быть суперпрофессиональным киллером?

Ответ положительный. Такой киллер возможен, и не только в мире Бессона: примеров людей, являющихся ведущими специалистами в одной области и полными профанами в остальных, более чем достаточно. Вот если бы Леон не тренировался, не поддерживал себя в идеальной форме, а, скажем, непрерывно пил — вот тогда можно было бы говорить о житейской недостоверности.

Куда удивительнее то, что Леон сумел сохранить в себе человека. В чем-то он так и не повзрослел, оставшись ребенком. Его «детскость» подчеркивается не только пристрастием к молоку и неумением читать и писать, но и способностью  играть. Именно потому он так быстро находит общий язык с Матильдой.

Основы сюжета, заслуги и спорность «Леона»

Жан Рено играет персонажа по имени Леон, который научился подавлять свои эмоции, чтобы они не мешали его работе киллера. В его уединенный мир, который он делит лишь со своим цветком, врывается девочка Матильда. Обратившись к нему за помощью, она тем самым дарит жизнь человеку, который привык их отбирать. Вместе с ней Леон учится нормально жить, даже несмотря на то, что объединяющие их обстоятельства далеки от нормальных. Их отношения выражаются одновременно в образах отца и дочери, наставника и ученицы и двух изгоев. Между ними возникает дружба — настолько близкая, что при просмотре вы можете поймать себя на опасении о том, что она пересечет границу уместности (и даже если вы уже видели его с десяток раз, вы с облегчением вздохнете, когда поймете, что этого не произойдет). Не менее яркую игру демонстрирует Гари Олдман в роли нетривиального антагониста, запомнившегося поклонникам фильма своей необъяснимой злобой и безумием.

В свое время «Леон» получил «Чешского льва» за лучший иностранный фильм в Чехии, а также номинировался в семи категориях премии «Сезар». Его художником по костюмам была Магали Гвидаси, также известная по своим работам в фильмах «Армагеддон», «Тревожный вызов» и сериалу «Волшебники».

«Как только я прочла сценарий, я поняла, что это будет сложно», — говорит Гвидаси в недавнем интервью для Highsnobiety. Однако живое наследие и высокие оценки критиков и зрителей (в IMDb «Леон» получил рейтинг в 8.50 баллов) говорят о том, что оно того стоило.

Своим статусом культовой классики картина о хрупкости подросткового возраста, желании любить и силе отцовского инстинкта обязана многогранности своих персонажей: 45-летнего Леона и 12-летней Матильды

Уже в 1993 году Гвидаси понимала, что работа над проектом требует осторожного подхода: «Мы вводили в сюжет очень юного персонажа, который должен был пройти через столь серьезное развитие, и внезапно на мои плечи легла ответственность сделать это правильно»

Увидев запись с прослушивания Натали Портман, и Гвидаси, и Бессон поняли, что «Леону» нужна именно она — несмотря на то, что ранее ее кандидатуру отклонили из-за слишком юного возраста. Перед Гвидаси встала задача воплотить в жизнь образ, соответствующий проникновенной игре актрисы.

Впервые мы видим Матильду в чокере, белом кардигане и детских леггинсах

Важную роль в формировании персонажа Матильды сыграли родители Портман. По требованию ее матери героиня бросила курить, а также из сценария убрали часть, в которой Леон натыкается на обнаженную Матильду в душе. Несмотря на то, что фильм хорошо приняли в Европе, он определенно вызывал спорные впечатления. Из-за определенных совпадений с личной жизнью режиссера (Бессон познакомился со своей будущей женой, Майвенн Ле Беско, когда ей было 11, а ему 32), просмотр некоторых сцен может вызывать беспокойство. В США часть сценария и вовсе посчитали слишком провокационной и неуместной и удалили из фильма полностью

Однако при работе над проектом вся команда старалась действовать осторожно

Смысл фильма «Леон»

В образе Матильды весьма непредсказуемо переосмыслен образ маленькой обиженной девочки, беззащитной крошки – подобный Козетте Гюго. Только беззащитная крошка оказывается девчонкой не промах, которая не хочет просто проливать слезы, а потом прощать своих обидчиков со всем христианским великодушием. «Новая Козетта» собирается мстить, и мстит. И как Козетта привязывается к Жану Вальжану из «Отверженных», так и Матильда полна чувств к Леону.

Только тут все наоборот: Вальжан, бывший каторжник, любит Козетту тайно, а в фильме Бессона – девочка инициатор отношений. Такая смесь Козетты-Лолиты и… чего-то еще. Бессон признавался, что не хотел добавлять в отношения главных героев секс, они должны были остаться чистыми, и остались. Вот почему на эту роль взяли такую юную Натали Портман – уже тогда невероятно одаренную. Кстати, сначала Бессон не хотел ее брать – именно из-за нежного возраста. Но соискательница буквально прорвалась на съемочную площадку и поразила всех напором и качеством игры.

А главная тема фильма – любовь, которая спасает двоих, отверженных и одиноких. До встречи они жили в мире, в котором не было ничего святого, ничего человеческого. И вдруг они дарят друг другу настоящую, неподдельную любовь. А кто сказал, что Леон – плохой человек? Разве в мире, где полицейские убивают и торгуют наркотиками, есть еще хорошие и плохие?

Леон оказался человеком хотя бы потому, что позволил любви сделать себя уязвимым, хотя однажды чуть не поддался желанию убрать Матильду, предчувствуя, что появление женщины, пусть и маленькой, перевернет его мир. Так и получилось…

Смысл концовки фильма «Леон»

Когда Леон и Матильда бегут, спасаясь от Стэнсфилда и его людей, Леон не забывает прихватить свой любимый цветок в горшке. И потом, оставляя Матильду в безопасности, уходя сражаться с копами, он просит ее беречь себя и этот цветок, потому что ему нужны корни.

Когда Леон погибает, Матильда, оставшись одна, приходит к его прежнему заказчику Тони, как и завещал Леон. Там лежат деньги, которые причитаются ей. Но Тони не отдает деньги – пока Матильда не станет совершеннолетней. Пока пусть возвращается в школу и живет жизнью обычного ребенка, без лишних приключений.

Матильда так и поступает. Но в самой финальной сцене она высаживает любимый цветок Леона в городскую землю. Потому что помнит о том, что Леон мечтал пустить корни в этой жизни. И если сам он уже погиб, то корни может пустить дерево – то, что он любил еще до нее.

Гениальные детали

Перефразируя известную пословицу, можно сказать, что не только дьявол, но и гениальность режиссера прячется в деталях, и таких деталей в фильме предостаточно. Например, вещи на Матильде больше то на размер, как зеленая курточка, а то и на два — как серый верх от пижамы, в котором мы видим ее в начале фильма. Таким образом подчеркивается ее положение Золушки: она или донашивает за кем-то одежду (скорее всего, за старшей сестрой), или ее покупают «навырост» раз в несколько лет.

А бархатная обивка коробочки, в которой Стэн держит свои наркотики, изрядно потерта: режиссер дает понять зрителю, что глава следственной группы из Управления по борьбе с наркотиками употребляет их не первый год. Однако самая известная и не требующая расшифровки деталь — это знаменитый цветок Леона. Поклонники фильма даже выяснили, что это за растение: «друг» Леона — аглаонема из семейства Ароидные.

Съемки фильма, роли и актеры

Культовый фильм Люка Бессона появился на экранах кинотеатров в 1994 году и произвел фурор в кругах ценителей кино. Впрочем, режиссер знал, что картина обречена на успех. Да и как иначе? Неоднозначная история любви несчастной девочки, снедаемой жаждой мести, и киллера, чья душа давно опустела, – беспроигрышный вариант.

Жан Рено в роли Леона

Хотя на роль Леона безоговорочно утвердили Жана Рено, воплотить этот любопытный образ желали актеры Киану Ривз и Мел Гибсон. А вот на поиск исполнительницы главной роли создателям ленты пришлось потратить немало времени. Натали Портман пробовалась в первом потоке претендентов, но получила отказ.

Во время второй волны кастингов начинающая актриса, за плечами которой были только роли в школьных спектаклях, все-таки покорила режиссера. Девочке предложили представить смерть младшего брата. Несмотря на то, что Натали – единственный ребенок в семье, она горько расплакалась, оставив позади 200 конкуренток на роль Матильды. Авторы картины закрыли глаза даже на возраст актрисы, которой исполнилось 11 лет (по сценарию героиня была несколько старше).

Натали Портман в роли Матильды

Сыграть Стэнсфилда сразу предложили Гари Олдману. Он дал согласие, не раздумывая, даже не заглянув в сценарий, потому что сниматься у Люка Бессона – большая честь. Актерский состав дополнили Дэнни Айелло в образе мафиози Тони и Эллен Грин, которая представила мать Матильды.

Неповторимый стиль Люка Бессона угадывается в фильме по ряду моментов. Режиссер – приверженец позиции, которая диктует говорить о серьезных вещах с долей юмора, а излишний пафос смягчать гротеском.

Гари Олдман в роли Стэнсфилда

Вот почему, к примеру, в постановке вдруг появляется древняя бабушка, выходящая из квартиры, чтобы успокоить разбушевавшихся преступников. Этот персонаж врезается в память зрителей так же, как и главные герои.

Площадками для съемок послужили итальянские кварталы и испанский Гарлем в Нью-Йорке, где по сценарию и происходит эта невероятная история. И лишь часть интерьерных сцен перенесли в парижскую киностудию.

Стиль персонажей фильма «Леон»

«Она ведь была маленькой девочкой», — отмечает Гвидаси, вспоминая Натали Портман. — «Я очень бережно к этому относилась. Мне пришлось вспомнить себя в 12 лет, живущей на юге Франции: Что я носила? Какое у меня было ко всему отношение?»

Говоря о создании стиля Матильды, художник по костюмам объясняет, что часто начинает с ног. Взяв за основу образа пару потертых кожаных ботинок, Гвидаси добавила к ним несколько определяющих вещей, которые помогли спрятать уязвимого, бездомного ребенка, коим Матильда на самом деле является, за оболочкой стильной и уверенной в себе девушки. Так она обзавелась носками с напуском, короткими мини-шортами и юбкой на завышенной талии.

Прямое каре было позаимствовано из стиля танцовщицы и актрисы немого кино Луизы Брукс. А дерзкие чокеры помогли наглядно усилить эффект от желания Матильды стать «чистильщиком» — как Леон. Чокер вообще имеет большое значение во внешнем виде героини: вместе с ним любой образ (даже детские леггинсы с мультяшным рисунком) наполняется атмосферой дерзости и опасности. Без него, показывая Леону пародии на знаменитостей, она выглядит наивно и невинно. Но отправляясь на встречу с мафиозо Тони или стреляя с крыши дома, она никогда не показывается без своего смелого талисмана.

В более душевные моменты Матильда сменяет свои смелые кроп-топы на простую белую жилетку, клетчатую рубашку или майку и хлопковые шорты, напоминающие о том, что она всего лишь ребенок, нуждающийся в помощи и опеке. Еще один важный элемент стиля — это белый кардиган, чье появление в кадре пунктиром проходит по всей истории до самого конца. Вероятнее всего, он символизирует детство героини, уходящее вместе с исчезновением надежды и потерей Леона — ближе к концу мы видим, что от него остались одни лохмотья.

Дома Матильда одевается просто — белая майка и шорты

Гвидаси отмечает, что, работая в коротком промежутке до того, как девочка начинает восприниматься как девушка, хотела защитить красоту этого времени, не впадая в вульгарность. Определенную сложность также накладывало отсутствие похожих кинематографических примеров. Возможно, снимайся «Леон» сейчас, его можно было бы сравнить с «Тебя никогда здесь не было» или «Логаном» — но в те времена подборка референсов выглядела довольно скудно: «Была “Лолита” — в чью сторону мы явно не направлялись — и “Таксист”. И на этом всё. Нужно было найти способ поддержать историю Люка, не переходя черту», — вспоминает Гвидаси.

Другие члены команды тоже понимали деликатность ситуации и делали всё возможное, чтобы избавить повествование от «хищного» подтекста. Например, Жан Рено решил сделать из Леона эмоционально подавленного и немного медленно соображающего человека, чтобы зрители понимали, что у него нет корыстных целей и сексуального влечения к Матильде.

«Униформа» Леона состоит из длинного пальто, круглых очков и шапочки

В картине Леон решает показать свою привязанность к девочке, купив ей кружевное платье, дополненное бутоном на груди. Пудрово-розовый наряд с овальным вырезом и длинными рукавами становится самым женственным предметом в гардеробе Матильды. Неудивительно, что она надевает его лишь на короткий (но важный) промежуток времени.

Сам Леон на протяжении всего фильма не вылезает из минималистичного костюма: длинное черное пальто поверх белой майки и прямых брюк. Каждый день он одевается в одно и то же, превратив одежду в свою рабочую униформу

Выделяющимися деталями его стиля становятся лишь круглые солнечные очки и вязаная шапочка — и именно на них обращает внимание Матильда, по мере развития отношений с наставником вводя аксессуары в свой стиль. Леона это удивляет — когда девочка впервые достает красную шапку, он спрашивает: «Это зачем?» На что Матильда невозмутимо отвечает: «Нельзя позволять себе простудиться»

Матильда повторяет за стилем Леона

Несмотря на то, что фильм снимался в 90-х, Гвидаси удалось зацепиться за тренды, которые вернутся в моду в последующие десятилетия: за это время мы уже успели стать свидетелями воскрешения леггинсов, тяжелых ботинок, бомберов, круглых очков и кроп-топов.

Влияние «Леона» чувствуется во многих боевиках, вышедших после него, но никому из них еще не удавалось столь же мастерски воспроизвести взаимодополняющую атмосферу ужаса и азарта, драмы и обыденности. Этот фильм является отличным воспоминанием о стиле 90-х, в последние десятилетия столь часто появляющемся в моде — вот только здесь он воплощен в образе юной, но необычайно смышленой Портман.

Если «Леон» позволяет нам вспомнить моду 90-х, то особенности стиля современной молодежи раскрывает сериал «Эйфория»

Сказка о любви и смерти

Как было замечено уже первыми критиками фильма, по своей сути «Леон», сочетающий разные жанры от боевика до драмы,  очень близок к сказке, а его реализм можно по праву назвать магическим. Точнее, это своеобразная контаминация двух сказок: про Золушку и про Красавицу и Чудовище. В результате получилась история о том, как нью-йоркская Золушка, росшая с мачехой и нелюбимой сводной сестрой, терпевшая побои и считавшая себя мертвой, встретила бедное, одинокое Чудовище и расколдовала его. Чудовище полюбило, научилось радоваться жизни — и погибло, спасая Золушку.

Опираясь на сказочный фундамент, Бессон раскрывает тему любви как чувства, которое сильнее смерти, и которое, подобно духу, веет, где хочет. Надо отдать должное режиссеру: щекотливый сюжет о романе 12-летней девочки и сорокалетнего мужчины он показал без тени пошлости. Даже самый циничный зритель не сомневается: отношения между Матильдой и Леоном были сугубо платоническими

Любовь — это когда ты готов отдать жизнь за другого, и неважно, доводилось ли тебе целоваться с этим человеком, не говоря о большем. Часто ли встречается такое чувство? В сказках — да

И в то же время эта сказка о любви и смерти — с ощутимым социальным подтекстом. В отличие от Золушки и Чудовища, Матильда и Леон живут в реальном мире, и мир этот весьма мрачен. В нем те, кто должен бороться с наркоторговлей, на самом деле ее «крышуют»; под вывесками безобидных забегаловок прячутся притоны мафии — если не итальянской, то китайской; жизнь человека ничего не стоит, а единственный, кому есть дело до ближнего своего — полуглухая любопытная старушка-соседка. И единственный хеппи-энд, который возможен в этом мире — это умереть, забрав с собой на тот свет главного врага.

История создания

Легендарного «Леона» могло и не быть, если бы не очень занятой Брюс Уиллис. Люк Бессон собирался снимать «Пятый элемент», но главный актер фильма не закончил очередной проект. В ожидании Уиллиса, а еще – чтобы не распускать съемочную группу, режиссер сел за написание истории про профессионального киллера и девочку-сироту. Сценарий родился с рекордной скоростью – мэтру киноискусства понадобился всего месяц. Впрочем, создание картины тоже не затянулось – спустя три месяца очередной шедевр Бессона отправился на монтаж.

Люк Бессон

Идея картины возникла на съемках предыдущей работы «Никита», где фигурирует уборщик Виктор, образ которого воплотил Жан Рено. Люк Бессон решил, что потенциал персонажа недостаточно раскрыт и требует внимания. Отдельная картина о Викторе поначалу так и называлась – «Уборщик». Да и в целом сценарий писался специально для Рено, с которым постановщика связывала давняя дружба.

Жан Рено в фильме «Никита»

А любовную сюжетную линию режиссер взял из собственной жизни. По крайней мере, так утверждала супруга Бессона французская актриса Майвенн Ле Беско: в будущего мужа девушка влюбилась в 15 лет, пару разделяла 17-летняя разница в возрасте.

Новоиспеченный сценарий в дальнейшем претерпел некоторые изменения, потому как оказался, мягко говоря, мрачным. Например, девочка Матильда погибала в финальной сцене во взорванном здании. Плюс ко всему главные персонажи переступили рамки платонических отношений – автор включил в печатную версию фильма сексуальные сцены.

Люк Бессон и Майвенн Ле Беско

По слухам, режиссер задумывал снять продолжение «Леона», которое по аналогии носило лаконичное название «Матильда», но зрители так и не дождались сиквела нашумевшего фильма. Хотя все идеи Бессон использовал в своих следующих работах. Так, главная идея легла в основу «Коломбианы».

Сюжет

Жестокий и беспощадный наемный убийца Леон – одинокий волк, живущий в итальянском квартале Нью-Йорка. Единственное «живое» существо в доме – это аглаонема, цветок, за которым главный герой тщательно ухаживает и хоть так, но отдает нерастраченную любовь. Однажды в дверь его квартиры постучала девочка-соседка, после чего жизнь круто изменилась у обоих.

Леон и цветок аглаонема

Юная Матильда воспитывалась в маргинальной семье: отец, сотрудничая с коррумпированными представителями полиции, взял на хранение партию наркотиков, но поплатился за пропавшую часть кокаина жизнью. Вместе с женой и сыном его расстреляли представители правопорядка во главе с Норманом Стэнсфилдом. Матильде чудом удалось избежать участи родственников – все произошло, пока девочка ходила в магазин.

Началось непростое соседство под одной крышей ребенка, не знавшего любви, и взрослого, уставшего от жизни одинокого киллера. Выяснив профессию своего спасителя, Матильда попросила научить ее мастерству убивать, чтобы отомстить за смерть единственного близкого человека в родной семье – младшего брата. Леону нелегко было решиться на предложение, однако и выгнать девчонку на улицу не поднялась рука.

Леон и Матильда

Мужчина решает помочь, взяв на себя роль не просто учителя и тренера по убийствам, но друга и отца. Однако постепенно девочка понимает, что испытывает к мужчине далеко не дружеские чувства, и признается Леону в любви. Позднее мужчина тоже раскроет свои чувства.

По глупости и юношескому максимализму Матильда решает убить Стэнсфилда в одиночку, но противник раскрывает планы малолетнего врага. Девочка оказывается в заложниках. И вновь киллер спасает подопечную, перебив в офисе Стэнсфилда половину охраны. Протагонист со спецназом устраивает настоящую бойню в доме Леона. Во время вооруженной разборки происходит мощный взрыв гранат, которыми был обвешан киллер. Взрыв уносит жизни как главного героя, так и Стэнсфилда.

Стэнсфилд

Еще до потасовки Леон наказал Матильде, чтобы в случае его смерти девочка отправлялась к мафиози – владельцу бакалейно лавки Тони. Здесь она узнает, что великовозрастный друг и возлюбленный оставил ей приличное состояние, но отдать деньги Тони обещает в день совершеннолетия девочки. А пока Матильде предстоит окончить школу.

«Сексуализация в детстве лишила меня моей собственной сексуальности»: от «Леона» до «Марвел»

Будущая голливудская звезда родилась в Иерусалиме 9 июня 1981 года. Ее родители были далеки от актерской профессии – отец, гинеколог, занимался лечением бесплодия, а мать следила за домашним хозяйством. Кроме того, Натали имеет и русские корни: предки актрисы по материнской линии – евреи, эмигрировавшие из Российской империи в США. Именно девичья фамилия бабушки по этой линии и стала сценическим псевдонимом актрисы – Портман.

Когда Натали было три года, семья решила перебраться из Израиля в США. Изначально выбор пал на Вашингтон, где девочка посещала еврейскую дневную школу и училась говорить на иврите, но спустя еще несколько лет семья окончательно обосновалась в Лонг-Айленде.

В школьные годы девочка увлекалась театром и танцами, но вместе с этим очень любила учиться: по ее признанию, ей всегда было важно быть образованным человеком, а не звездой. И ей это действительно удавалось: помимо иврита и английского, Натали знала несколько иностранных языков – французский, немецкий и арабский

Большую роль в привитии истинных ценностей сыграли родители девочки.

Заниматься танцами и актерским мастерством девочка начала с четырех лет, а в возрасте десяти лет агент одного американского производителя косметики предложил Натали попробовать свои силы в модельном бизнесе. Однако Портман отказалась, ведь на тот момент ей хотелось быть занятой только в театре. Тогда Натали получила свою первую роль в мюзикле – она была выбрана дублером Лоры Белл Банди.

В 1993 году в возрасте 12 лет начинающая актриса прошла кастинг к фильму Люка Бессона «Леон», который сделал ее знаменитой на весь мир. Натали сыграла главную роль – девочку Матильду, которая дружит с наемным убийцей Леоном. После этой роли Портман пригласили сыграть в экранизации «Лолиты», однако картина была слишком откровенной для несовершеннолетней девочки и родители дали категоричный отказ. Хотя и роль Матильды сыграла злую шутку с сексуализацией актрисы.

Малосимпатичный образ подкрепил и фильм «Красивые девушки», в котором Натали Портман сыграла в возрасте 14 лет:

Фото: Zuma\TASS\AMPAS

После работы в «Леоне» Натали сыграла небольшие роли в криминальной драме Майкла Манна «Схватка», музыкальной комедии Вуди Аллена «Все говорят, что я люблю тебя» и комедийном научно-фантастическом фильме Тима Бертона «Марс атакует!». Портман также играла в театре, одной из ее ярких ролей в школьном возрасте стала Анна Франк в бродвейском спектакле по знаменитому «Дневнику Анны Франк». А в 16 лет актрису утвердили на роль Падме Амидалы, королевы планеты Набу, в фильме Джорджа Лукаса «Звездные войны. Эпизод I. Скрытая угроза».

Несмотря на то, что съемки занимали много времени, Натали Портман никогда не забывала об учебе, а в перерывах на съемочной площадке, когда взрослые спали и отдыхали, брала книжки и отправлялась в школу. Благодаря своей тяги к знаниям актриса смогла с отличием окончить престижный Гарвард со степенью бакалавра психологии.

Позже актриса снялась в приквеле «Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов». Интересно, что «Звездные войны» чуть не разрушили карьеру Портман. Несмотря на то, что в технических номинациях картина претендовала на «Оскар», в целом она получила смешанные отзывы критиков и была номинирована на семь премий «Золотая малина», включая номинацию за худшую экранную пару (Натали Портман и Джейк Ллойд).

Из-за проблем с репутацией несколько лет Натали не брали на яркие роли. Наиболее значимой ее работой стала роль в мелодраме «Близость», которая принесла актрисе ее первую премию «Золотой глобус», а также номинацию на «Оскар». Позже Натали Портман сыграла отважную Иви Хэммонд из антиутопии «V значит Вендетта». Ради этой роли даже пришлось побрить голову налысо. Интересно, что после съемок фильма актриса была остановлена полицией в Нью-Йорке. Стражи порядка посчитали девушку чересчур подозрительной и уличили ее в отсутствии регистрации.

В 2010 году Портман сыграла балерину в нашумевшей драме «Черный лебедь». Для того чтобы вжиться в роль, Натали тратила много времени на тренировки и похудела на 9 кг. Этот фильм принес актрисе премию «Оскар». А спустя год Натали присоединилась к киновселенной «Марвел» и сыграла главную женскую роль в «Торе». Актриса не прекращает сниматься в фильмах, но к их выбору подходит серьезно – многие режиссеры получают от нее отказы. Так или иначе, на сегодняшний день в копилке Натали Портман более 70 картин.

«Часто играл плохих парней из-за внешности»

— Вы уже не единожды упомянули своего персонажа из фильма «Леон»…

— Знаете, этот фильм снимался 30 лет назад. Я вам так скажу: этот парень уже мертв для меня! Повторюсь — одинаковых ролей у актера не бывает.

— Киллера вам играть не впервой. Сравните типажи Леона и серийного убийцы Генри, которого вы играете в «Последнем шаге».

— Хм-м, хотите узнать разницу? Ну, в силу возраста мой нынешний герой не может быть удалым героем-любовником (задорно хмыкает). Но у любви у вас есть много других путей. Вот и мой нынешний киллер Генри выбирает иной путь для проявления своей любви. Какой – увидите в кино в следующем году.

Знаете… Я часто играл очень плохих парней – моя внешность к этому располагает. И вот что я понял: люди, которые убивают, совсем не тянутся к другим. Они черствые одиночки. Я каждый раз учился этому и задавался вопросом: смогу ли и в этот раз показать своего злодея максимально правдоподобным на экране? Стыд и позор мне, если я что-то делаю на площадке и подозреваю внутри души, что выгляжу не на все сто убедительным. Выглядеть неубедительно – вот чего я больше всего боюсь как актер.

«Предпочитаю работать с женщинами — это так приятно!»

— СМИ пишут, что «Последний шаг» — ваша последняя роль в кино…

— Серьезно? (Улыбается.) Расскажу вам тогда: уже в понедельник я поеду сниматься в американском фильме «В ожидании Ани». Съемки будут в Пиренеях между Францией и Испанией. Я играю дедушку-пастуха, который пасет овец в маленькой деревушке Лескан, оккупированной немцами во время Второй мировой войны. Он находит еврейских детей, которые спрятались на ферме, чтобы выждать удачный момент для побега в Испанию. Мой герой решает им помочь.

У меня есть роли в фильмах. Но, кроме этого, еще я пишу пьесы для театра. И еще у меня бизнес по производству оливкового масла.

— А что общего у Жана Рено и Украины?

— Гостеприимство и тепло отношений между людьми. Мне нравится думать, что я никому не враг. Когда я приехал сюда, я понял, что все вокруг — мои друзья. Теплая атмосфера располагает к расслабленности. Французы, как и украинцы, любят развлекаться вечером, потанцевать, распить водочку и вино после напряженного рабочего дня.

— В фильме «Последний шаг» ваш герой спасает жизнь девушке. А какие храбрые поступки вы делали во имя женщин?

— У меня есть жена, и все, что я делаю хорошего и храброго сейчас, – только для нее. Признаюсь, я обожаю красивых женщин. Женщина никогда вас не обидит, как это может сделать мужчина. Ведь мужчины могут быть злые, жестокие, грубые. А женщина – нет. По крайней мере из тех, которые мне встречались. А еще я предпочитаю работать с женщинами – это так приятно!

Жан Рено – Леон (1948)

Фильм «Леон»: актер Жан Рено в роли Леона | ikinohd.club

Нелюдимый и черствый киллер в исполнении Жана Рено обладает неповторимым обаянием и харизмой. Несмотря на отрицательную характеристику персонажа, он вызывает исключительно положительные эмоции и симпатию. Пройдя серьезный жизненный путь, испытывая муки одиночества, Леон замыкается в себе. Встреча с Матильдой придает ему второе дыхание, заставляя вновь заботиться о ком-то, кроме комнатного растения, и испытывать настоящие чувства. Музыка, написанная Стингом, и cаундтрек «The Shape of my heart» как нельзя лучше характеризуют героя.

Роль была создана Бессоном специально для Рено, хотя съемочная группа рассказывала о проведении проб с участием Киану Ривза и Мела Гибсона. Персонаж, реализованный в «Леоне» Жаном Рено, стал последним в череде героев, созданных совместными усилиями вместе с Люком Бессоном, который благоволил к артисту. После этой картины их дороги разошлись.

Оценить талант Жана Рено можно в следующих фильмах: «Багровые реки» (Пьер Ниманс), «Невезучие» (Руби), «Код да Винчи» (Безу Фаш), «Розовая пантера» (Жильбер Понтон), «Алекс Кросс» (Леон Мерсье).

Почему Леон сначала спас Матильду, а потом хотел убить ее?

Даже хладнокровный киллер подвержен эмоциям: на миг Леону стало жаль девочку, обреченную на неминуемую гибель. Однако, как видно по его поведению, он вовсе не собирался брать на себя ответственность за ее жизнь в дальнейшем, рассчитывая, что Матильда уйдет. Когда же она не ушла, Леона охватило смятение.

Появление Матильды грозит разрушить тщательно выстроенный им порядок (так, кстати, и случилось). К тому же Леон однажды уже пострадал из-за женщины и не хочет больше впускать их в свою жизнь. Потому Матильда воспринимается им как препятствие, помеха, а помехи Леон привык устранять одним способом.

Можно сказать, что с наступлением сумерек в Леоне возобладала его темная сторона, что символически подчеркивается сменой белой футболки с длинными рукавами на черную. Он подходит к спящей девочке, он уже держит палец на спусковом крючке — однако не нажимает. Его останавливают человечность и верность принципу «Ни женщин, ни детей». С этого момента все события предрешены: киллер, пошедший на поводу у эмоций, обречен. Любовь делает Леона уязвимым, и потому его сначала ранят (хотя прежде он был, по словам Тони, «заколдован от пуль»), а потом он гибнет.

Интересные факты

  • Леон – последняя роль в тандеме Бессон — Рено. До этого союз режиссера и актера продолжался 15 лет: очаровательный француз участвовал во всех без исключения работах постановщика.
  • На роль Матильды метила юная Лив Тайлер. Но если Натали Портман браковали за малолетство, то Тайлер посчитали чересчур взрослой, хотя девушка как раз подходила на этот образ по возрасту – ей исполнилось 15 лет.
  • Фильм «Леон» увидел свет в двух вариантах – показанный в Америке и в Европе. Второй длиннее на 25 минут и содержит ряд «непристойных» сцен: герои, лежа на кровати, разговаривают о сексе, Матильда напивается в ресторане и пристает к Леону и другие.

  • Родители Натали Портман настояли на изменении первоначального сценария. Дело в том, что Матильда постоянно курила, однако мать и отец молодой актрисы пожелали, чтобы сцены курения сократились до пяти, а дочь в это время не затягивалась дымом. Бессон честно выполнил требование.
  • В копилке курьезных случаев фильма «Леон» значится эпизод с грабителем, который орудовал в близлежащем от места съемок магазине. Произошло это именно тогда, когда по сценарию «вся полиция города» штурмовала дом Леона. Наткнувшись на хранителей правопорядка (переодетых статистов) вор предпочел сдаться.

Антагонист

Кроме блестящего экранного дуэта главных героев, которых сыграли замечательные актеры, «Леон» может похвастаться ярким образом антагониста – высокопоставленного работника полиции, промышляющего наркобизнесом. Стэнсфилд безжалостен, крайне жесток, необычайно пунктуален и предпочитает классическую музыку. В превосходном исполнении Гэри Олдмена персонаж получился ярким и интересным, поражающим смотрящего ледяным спокойствием, чередующимся с неконтролируемыми вспышками гнева. Все перечисленное, без сомнения, является заслугой актера, создавшего благодаря неповторимой жестикуляции и мимике абсолютно самобытный персонаж.

Олдмен получил широкую известность после выхода в прокат картин «Сид и Нэнси» и «Навострите ваши уши», где актер исполнил главные роли. Гэри очень востребован и активно снимается, в основном постановщики видят его исполнителем ролей нравственно неоднозначных, мрачных персонажей. Во всей творческой карьере актера выделяются следующие кинопроекты: «Дракула», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Тёмный рыцарь», «Пятый элемент», «Книга Илая», «Шпион, выйди вон!» и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector