Все 30 лет она медленно умирала. страшная судьба актрисы, которую забыли

Дата смерти неизвестна

Так прошли ее последние годы. Но «последние» — это три десятка лет! Практически в одиночестве, без социума. В крошечной квартире, где самой большой ценностью оказались километры отснятой кинопленки…

Параджанов, использовавший уникальные кадры в своем фильме об актрисе, говорил потом, что, играя и снимаясь, хоть и дома, Караваева каждый день реанимировала сама себя. Чтобы не сойти с ума. Не спиться. Не покончить с собой (достаточно одной попытки и клинической смерти).

Но ведь такое существование и было сумасшествием… Почти 30 лет Валентина Ивановна медленно умирала. И никому до нее не было дела.

Девочка с чахоткой

Алла Караваева появилась на свет 21 мая 1921 года в городе Вышний Волочёк в Тверской области. Известно, что будущей актрисе с детства не нравилось её имя. Одни источники утверждают, что она стала Валентиной ещё до школы, другие — что Караваева сменила имя в 10 лет, когда уже поняла, что хочет сниматься в кино. В биографии актрисы хватает и других противоречий: считается, что отец Караваевой работал ткачом, однако также встречается информация о том, что на самом деле он был священником, но Валентина не хотела указывать в анкетах подобное происхождение, а потому придумала для папы рабочую профессию.

Валентина Караваева в фильме «Будни»

В 1930 году будущая актриса заболела туберкулёзом. В стационаре для чахоточных детей медсестра дала скучающей девочке томик Чехова, и Караваева буквально заболела пьесой «Чайка». Именно тогда она и поняла, что хочет стать актрисой. Выздоровев, Валентина написала письмо Сталину с просьбой дать ей возможность обучаться этой профессии. Вскоре девушку пригласили учиться в школу «Мосфильма», где её наставником в профессии стал Юлий Райзман. Он же дал актрисе главную роль в мелодраме «Машенька», за которую вся съёмочная группа фильма была удостоена Сталинской премии.

Валентина Караваева в фильме «Машенька»

С ее портретом воевали и умирали

В 14 лет, не получив ответа от театральных школ и студий, девочка решила написать самому Сталину: «Москва. Кремль. Дорогому товарищу…» Так сильна была Валина мечта стать актрисой. В Вышнем Волочке осуществить ее было нереально.

Прочитал ли письмо сам Сталин, неизвестно, тем не менее девочке разрешили поступить в киношколу к режиссеру Юлию Райзману. Студенткой Валя начала сниматься. Но ничего выдающегося в ней никто не заметил даже на пробах «Машеньки». Только когда были пересмотрены все красавицы того времени, Валя попросила Райзмана дать ей второй шанс. И он оказался решающим.

Валентина Караваева в фильме «Машенька», 1942 год. Фото: Кадр из фильма

Роль телеграфистки Маши Степановой удалась. Картина произвела фурор: с портретом актрисы в кармане гимнастерки солдаты шли в бой, с ним же и умирали…

В 22 года Караваева получила высшую награду тех лет, став самым молодым лауреатом Сталинской премии.

В том же году был снят боевой киносборник «Наши девушки», где актрисе предложили сыграть телефонистку Тоню. Однако фильм положили на полку.

Больше ничего существенного в ее жизни уже не будет. По крайней мере в кино. В общей сложности — десяток работ. И одна выдающаяся «Машенька», сделавшая Караваеву звездой.

Крушение надежд

 С прибывшей из капиталистической страны актрисой многие предпочитали не контактировать. Да и сама Караваева все время считала, что за ней ведет слежку КГБ.

Актриса смогла устроиться лишь в театр на своей малой родине. Но ей больше не предлагали роли. С 1957 исполнительница работала на киностудии имени Горького.

Посчастливилось ей лишь со сказкой Шварца «Обыкновенное чудо» в 1964. Пригласил ее Эраст Гарин. На съемках Валентине Ивановне довелось примерить на себя образ Эмилии.

В последний раз на экране когда-то всем известная Машенька появилась в 1968. Она сыграла в крошечном эпизоде картины Моисея Калика «Любить…».

В Театре киноактера платили из жалости крохи. Чтобы хоть как-то выжить, актриса занялась озвучкой. Свой голос она «подарила» многим зарубежным звездам: Грете Гарбо, Бетт Девис, Марлен Дитрих.

Одержимая мечтой

О своей мечте Караваева никому не говорила. Она смиренно участвовала в общественной жизни школы. Посещала пионерские собрания и постоянно думала о придуманной чеховской героине. Тем не менее Валя даже себе не признавалась, что Нина Заречная полностью овладела её мыслями, сводила с ума, заставляя жить в странной сказке, где невозможен хороший конец.

В середине 30-х Караваева в тайне от всех отправляет письмо “Дорогому товарищу Сталину”. Каждый день вождь получал тысячи писем. Приближенные редко на них отвечали. Но Валентине ответ пришел. Девочка просила, чтобы ей позволили учиться на актрису. Ведь она хочет служить советскому искусству.

Окрыленная положительным ответом она решила уехать в столицу. Родным оставила записку: “Еду в Москву, чтобы стать актрисой”. Без копейки денег четырнадцатилетняя девочка добралась к месту назначения и пришла на студию “Мосфильм”. В киношколе уже знали о ней, сразу определили в общежитие и назначили стипендию. Но главное записали на курс знаменитого режиссера Юлия Райзмона. Валя была уверена: так распорядился сам товарищ Сталин.

Ушла от Завадского

В победном 1945-м в Театре им. Моссовета у Юрия Завадского Валентине посчастливится сыграть Нину в любимой «Чайке». Громкий успех. Заверения кинокритиков в том, что лучшей Заречной на московской сцене не было…

Однако после нескольких спектаклей режиссер заменил Караваеву другой актрисой. И Валентина покинула театр.

Говорят, она почувствовала себя настоящей звездой, стала поучать других, показывала характер… Может быть. Ну так что, Завадский не умел находить общий язык со звездами? Уж на его-то веку их было достаточно…

Всеми брошена, забыта… Что случилось с актрисой из фильма «Экипаж»?
Подробнее

Театр и фильмы

Дебютировала в кино Караваева в 1939 году ролью безымянной подружки главной героини, сыгранной Зоей Федоровой, в фильме Бориса Барнета «Ночь в сентябре». Лента обличала вредителей, пытавшихся помешать шахтерам-стахановцам.

Картина «Машенька» снималась для подъема боевого духа советских солдат и была наполнена лиризмом. Каждый боец после просмотра фильма верил, что дома ждет верная подруга и, говоря словами Михаила Исаковского из песни «Огонек», «все, что было загадано, все исполнится в срок». Как и Валентина, Юлий Райзман, а также соавтор сценария Евгений Габрилович за «Машеньку» удостоились Сталинской премии.

После аварии фильмография Караваевой пополнилась только одной значительной ролью. В 1964 году Эраст Гарин (король из знаменитой экранизации пьесы Евгения Шварца «Золушка») снял Валентину в фильме по другой известной шварцевской пьесе «Обыкновенное чудо». Сам режиссер по традиции создал в картине образ сказочного монарха.

В театре Валентина Ивановна сыграла чуть больше ролей, чем в кино. Перед замужеством актрисе довелось создать образ Нины Заречной в спектакле Юрия Завадского в Театре имени Моссовета. Чеховскую «Чайку» Караваева ставила и в эмиграции.

Валентина Караваева в фильме «Обыкновенное чудо»

После возвращения на родину артистке предложили присоединиться к труппе Вышневылоцкого драматического театра. Однако Валентина вернулась в столицу СССР и в 50-х годах XX века выходила на сцены московского Театра имени Александра Пушкина и Театра-студии киноактера, а также занималась дубляжом.

Карьере уроженки Вышнего Волочка препятствовал не только шрам, но и скверный характер. Когда Валентине доводилось играть в театре, актриса принималась объяснять режиссерам, что они не понимают авторский замысел. Когда Караваева дублировала зарубежные фильмы, то не воспроизводила интонации западных звезд (среди которых были Марлен Дитрих и Грета Гарбо), а воплощала в голосе собственное видение ролей.

С конца 60-х годов до кончины Валентина Ивановна играла в собственном «театре», в котором была актрисой, режиссером, зрителем и критиком. На деньги, вырученные от продажи подаренных Джорджем шуб, Караваева купила кинокамеру на штативе, проектор и бобинный магнитофон.

Ежедневно артистка разыгрывала перед камерой «Чайку», иногда заменяя любимую пьесу на «Вишневый сад» и «Анну Каренину». Затем проявляла пленку и просматривала результат, отмечая актерские ошибки. С наступлением следующего дня все продолжалось по кругу. Моноспектакль, продолжавшийся почти 30 лет, вдохновил режиссера Георгия Параджанова на создание документального фильма «“Я — Чайка”. Тайна жизни актрисы Караваевой».

Становление актрисы

Валентина Караваева усердно училась, проявляла настойчивость, доказывая всем, что у неё есть талант. Бойко играла в студенческих постановках ударниц труда, комсомолок, разоблачая на сцене вредителей и врагов народа.

Райзман ею восхищался, даже не подозревая, как далека девушка от своих героинь. Ведь в душе она Нина Заречная, свободная Чайка и другой быть уже не может. На сколе лет актриса с горечью вспоминала, как стремительно взошла на вершину славы, с которой её так жестоко сбросит роковой случай…

Но это будет потом. А пока, восемнадцатилетняя Караваева ждет приглашения сниматься в кино. Её дебют состоялся в 1939-м году. Актриса сыграла небольшой эпизод в драме Б. Барнета “Ночь в сентябре”.

Далее приняла участие в съемках нескольких экранизаций. Роли были настолько незначительные, что её фамилию не указали в титрах. Только в 1942-м году Караваевой улыбнулась удача. Её утвердили на ведущую роль в драме “Боевой киносборник “Наши девушки”.

Валентина Караваева в фильме «Машенька», 1942 год

«Машенька»

В 1941 году Караваева завершала обучение в школе при «Мосфильме», как неожиданно грянула война. Сталин отдал лучшим кинематографистам страны распоряжение: для поддержания морального духа в тылу и на фронте в кратчайшие сроки снять несколько воодушевляющих военных картин. Райзман был среди тех, кто принялся исполнять приказ.

Юлий Яковлевич задумал снять картину о любви почтовой служащей и шофера. Фильм получил название «Машенька».

Несмотря на строгое распоряжение сверху, Райзман никак не мог приступить к съемкам — не было главной героини. Все претендентки, прошедшие кастинг (в том числе и Валя), его не устроили. Юлий Яковлевич понимал, какая ответственность на нем лежит и искал девушку, способную вселить в бойцов веру в лучшее и надежду на победу. Режиссер уже думал отложить съемки, но настырная Караваева убедила учителя дать ей еще один шанс. Новые пробы покорили всю съемочную группу, и Райзман тут же утвердил молодую актрису на главную роль.

Фильм снимали чуть больше года. Съемки начались в Москве, но очень скоро «Мосфильм» эвакуировали в Алма-Аты, куда перебралась и вся съемочная группа. Только тогда, через шесть лет после побега из дома, Караваева впервые написала родителям. «Единственная, дорогая моя матушка, что-то очень мне тяжело. Некому сказать больше, а сердце рвется… Мамочка, Машенька для меня — это жизнь. Ну, пусть все, все будет отнято у меня, но чтоб я стала горячей и хорошей Машенькой», — делилась переживаниями Валя.

Кто бы мог подумать, что ее слова окажутся такими пророческими: судьба подарит актрисе эту долгожданную звездную роль, а потом отберет все в один миг.

С каждым съемочным днем Райзман убеждался, что не прогадал, взяв в картину никому неизвестную актрису. Караваева жила своей ролью, играла очень душевно. Она была такой легкой, нежной и обаятельной, что во время ее сцен съемочная группа замирала. Как-то раз Юлий Яковлевич сказал одному из своих ассистентов: «На этой съемочной площадке рождается великая актриса».

Но и вне площадки Валя, кажется, не выходила из образа, из-за чего многие считали ее странной. Она не жила жизнь, она в нее играла, но верила, будто живет. Так, когда стало известно о том, что Валентина получила Сталинскую премию, каждую минуту к ней в комнату кто-то заглядывал и сообщал радостные новости. Соседка Караваевой поразилась тому, как убедительно раз за разом та разыгрывала изумление. «Что вы, я ничего не знаю. Вы первый сообщаете мне. Спасибо вам, спасибо!» — говорила Караваева и принималась целовать гостя.

К слову, Валентина удостоилась Сталинской премии в 21 год, таким образом став самым молодым ее лауреатом. Награды рангом выше в стране просто не было. Можете себе представить уровень признания артистки?

Фильм «Машенька» имел грандиозный успех: для солдат главная героиня стала символом надежды, каждый из них, смотря на экран, вспоминал свою Машеньку, дом, тепло, уют. Эта картина напомнила бойцам, что они сражаются ради своих любимых, ради мирного неба над головой.

Вижу цель, иду к цели

Будущая звезда советского кинематографа родилась 28 мая 1921 года в Тверской губернии, город Вышний Волочек. Родители назвали дочь Аллой, однако уже в пять лет девочка нарекла себя Валентиной, считая, что это имя больше подходит для артистки. А артисткой Караваева мечтала стать буквально с пеленок. Откуда в малышке было столько рвения, непонятно, ведь ее мама и папа были обычными рабочими.

Семья Караваевой жила бедно: еды не всегда хватало, а в холодное время года дом было невозможно согреть.

В ноябре 1931 года Валя заболела туберкулезом. Прогнозы были неутешительными: лежа в больнице, 10-летняя девочка медленно угасала.

Чтобы хоть как-то приободрить Валю, соседка по палате подарила ей томик Чехова. В Нине Заречной из пьесы «Чайка» юная Валя узнала себя — те же мечты о сцене, славе, свободной и красивой жизни. Девочка выкарабкалась и с тех пор мнила себя Чайкой, мечтала однажды сыграть Нину Заречную в кино.

В пятом классе юная упрямица твердо заявила: «В школу больше ходить не буду». И стала усиленно готовиться к экзаменам, чтобы окончить экстерном. Параллельно Валя разучивала стихи и монологи, пела песни, разыгрывала сценки и… писала в различные театральные школы с просьбой дать ей возможность обучиться актерскому искусству. Не получив ответа ни из одного учреждения, в 1935-м 14-летняя Караваева решила идти ва-банк: девочка написала письмо самому Сталину. «Разрешите мне стать актрисой, чтобы служить нашему искусству», — гласили последние строки послания Вали.

Из Кремля отвечали крайне редко, но Караваевой повезло. Ей пришло приглашение на обучение в школу при «Мосфильме». Валя сбежала из дома, лишь оставив родителям записку «Еду в Москву, чтобы стать актрисой». Она знала, что таким образом сделает родным очень больно, но понимала, что другого выхода у нее нет: родители ни за что не отпустили бы дочь в столицу. Да и не на что было.

Так, без копейки денег Валя добралась до Москвы, от вокзала до «Мосфильма» дошла пешком.

Ее сразу приняли в ряды учащихся, выделили общежитие, стипендию, взяли под коллективную опеку. Было видно, что кто-то могущественный взял девочку под свое крыло: Валентина верила, что это Сталин.

Караваева попала на курс к знаменитому кинорежиссеру Юлию Райзману

Валя училась ударно, самозабвенно, настойчиво, чем привлекла внимание наставника. Юлия Яковлевича поражала абсолютная отдача Валентины, ее безусловный актерский талант и бойкость, с которой она бралась за любые задачи

Уже через несколько месяцев Караваева сыграла свои первые эпизодические роли.

В Москву вернулась нелегально

Первое время в Союзе Валентине разрешили работать только в Вышнем Волочке. Все-таки была замужем за иностранцем, жила за границей. Порядки были суровые. Но в провинции Караваева задыхалась. Ей нужны были столичные подмостки, другие пьесы, иные роли… Не получив от властей разрешения вернуться, она уехала в Москву нелегально и долгое время ютилась в коммуналках.

Позже после жалобного письма Фурцевой актрисе наконец дали однушку в районе ВДНХ. Но теперь стало совсем плохо с работой. Иногда — лишь один дубляж в год. Да, картины хорошие. И голос у Караваевой долго оставался молодым. Но как жить на эти крохи?

Актриса начала продавать шубы и платья, подаренные когда-то мужем. Оставила совсем немного, чтобы было в чем… сниматься. Да, да. Ее давно все забыли. Но она снимала себя сама. Дома. На кинопленку. Наряжаясь и делая грим.

Играла Заречную, Каренину, Раневскую. Для себя и… соседки — кажется, единственной в том доме на проспекте Мира, кто знал, что пенсионерка Чапмен со второго этажа — это актриса Караваева.

«Спасти его было невозможно». Как закатилась звезда Андрея Харитонова
Подробнее

Шанс на счастье

 Повсюду шептались, что брак заключен только из-за выгоды: актрисе необходима пластическая операция за рубежом.  Советская Золушка сумела организовать при русской общине в Женеве театр, для которого сама ставила пьесы и играла.

Валентина не один раз обращалась за границей к специалистам. Но и там ничего не вышло. Даже лучшие хирурги разводили руками. Пострадавшее лицо подкорректировать удалось лишь слегка.

Отчаявшаяся Караваева решилась на возвращение. Супругу тщетно отговаривал любящий муж. Он уверял ее, что ее поступок подобен смерти. Но оставшаяся без ролей и без надежды исполнительница ничего не желала слушать.

В начале пятидесятых Валентина вернулась в СССР. После развода в 1950-1951 она оставила себе фамилию Чапмен.

Личная жизнь

В 1944 году в тыловом Куйбышеве Караваеву, самого молодого лауреата Сталинской премии в СССР, персональный водитель вез на съемки следующего художественного фильма Райзмана «Небо Москвы». На полном ходу автомобиль врезался в трамвай. Шофер погиб, а актриса попала в госпиталь, в котором лечили раненых бойцов Красной армии.

Когда Валентина пришла в сознание, врачи сообщили пациентке, что детей она иметь не сможет. Но девушку волновало не продолжение рода, а возобновление артистической карьеры. К несчастью, на лице Караваевой остался шрам, поставивший крест на честолюбивых мечтах. Она обивала пороги киностудий, но везде получала отказы.

Приобретенный дефект внешности, многолетний роман с полковником Александром Константиновичем, фамилия которого в мемуарах не сохранилась, и «железный занавес» не помешали актрисе выйти замуж за английского дипломата Джорджа Чапмена и уехать с супругом в Великобританию. Существует версия, что на изменения в личной жизни Валентину подтолкнули органы государственной безопасности, и за рубежом артистка выполняла секретное задание.

Валентина Караваева со шрамом после аварии

Конечно, Караваева писала просительные письма в Кремль. В первом умоляла выпустить ее за границу, чтобы при помощи европейской медицины ликвидировать шрам и вновь служить советскому кинематографу. Во втором, с мольбой о возвращении, каялась в ошибках и обличала капитализм. К метаниям Валентины советское правительство отнеслось удивительно лояльно, удовлетворив обе просьбы. Для не менее известной артистки Зои Федоровой роман с американцем в те же годы вылился в отбывание наказания в сталинских лагерях.

Вопреки ожиданиям актрисы, лечение на деньги мужа в лучших клиниках Женевы не только не избавило ее от шрама, но и частично парализовало лицо. С тех пор Караваева на все фото снималась в единственном ракурсе, при котором косметический дефект не был виден. Наряды, украшения и даже собственный мини-театр, организованный Валентиной с русскими эмигрантами, не смогли примирить артистку с оторванностью от советских зрителей. Возможно, окончилось выполнение секретной миссии.

Несмотря на мольбы Джорджа, Караваева в начале 50-х годов XX века вернулась в СССР. Последним подарком супруга, убежденного, что в Советском Союзе Валентину будут пытать, и через 2 года после ее отъезда погибшего в автокатастрофе, стали 2 капсулы с ядом. Когда бывшая звезда убедилась в невостребованности на родине, то выпила ядовитое зелье. Однако врачи в третий раз спасли Караваевой жизнь.

Валентина Ивановна не утратила умения писать просительные письма. Благодаря посланию, адресованному Фурцевой, постаревшая исполнительница главной роли в «Машеньке» сменила комнату в коммуналке на однокомнатную квартиру на проспекте Мира в Москве.

«Сниматься я смогу?!»

Валентина находилась на седьмом небе от счастья — ее талант признали. Она — Чайка. Свободная, окрыленная, готовая созидать. Юлий Яковлевич был так впечатлен работой с Валей, что позвал ее в свой следующий фильм «Небо Москвы». Это был первый и единственный случай, когда Райзман снимал актрису дважды — даже заслуженные артистки не удостаивались такой чести. Караваева, естественно, согласилась, параллельно приняв предложение сняться в главной роли в картине о Зое Космодемьянской. Мечта!

1943 год. Новую ленту Райзмана снимали в тыловом городе Куйбышеве. Будучи теперь уже знаменитой артисткой, Валентина передвигалась на личном автомобиле с водителем. Ранним утром по дороге на съемки машину занесло и она на полном ходу влетела в трамвай. Водитель погиб на месте, Караваеву же в крайне тяжелом состоянии срочно доставили в ближайший военный госпиталь.

Врачи с трудом спасли актрисе жизнь. Придя в сознание, Валентина в первую очередь попросила зеркало, но увидела лишь свои глаза — лицо было полностью перебинтовано.

«Жизнь вне опасности. Но, к сожалению, детей вы иметь не сможете никогда», — прозвучали слова доктора.

Однако Караваева будто не слышала страшного приговора и задала главный интересующий ее вопрос: «А сниматься? Сниматься я смогу?!». Точного ответа у специалистов не было — требовались еще операции.

Через несколько дней Валентина увидела, что скрывалось под слоями бинта — от уха до подбородка простирался огромный глубокий шрам. Неровная багровая полоса заметно состарила актрису, она едва себя узнавала. Повторные операции ситуацию не исправили: Караваевой предстояло учиться жить с изуродованным лицом. Роли в фильмах «Небо Москвы» и «Зоя» были отданы другим актрисам. Новых предложений не поступало.

Театр одного актера и смерть в одиночестве

Однако и в Советском Союзе Караваева счастья не нашла. Режиссеры доверяли ей только эпизоды, поэтому Валентине не оставалось ничего другого как стать мастером дубляжа. Голосом актрисы заговорили многие заграничные звезды: Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Ингрид Бергман. Но Караваева по-прежнему мечтала о больших ролях. По свидетельствам Эльги Лындиной, Валентина Ивановна стала разыгрывать сценки из классических пьес у себя дома, воображая перед собой полный зрительный зал. Свои домашние спектакли Караваева снимала на маленькую любительскую камеру. Получалось почти настоящее кино.

В этой же самой квартире Валентина Ивановна и закончила свои дни. Как указано в книге Веры Васильевой «Золушка с Чистых прудов», тело Караваевой случайно обнаружили соседи. Предположительно, артистка умерла в конце декабря 1997 года. Поэтому на надгробном памятнике Караваевой значится не дата ее смерти, а дата погребения — 12 января 1998 года.

Разбитая мечта

 Понравилась лента не только простым зрителям. Валентине именно за ее Машеньку вручили Сталинскую премию. Двадцатиоднолетней актрисе Сталин сам пожал руку. Вполне возможно, что это и спасло в дальнейшем ей жизнь.

Однако счастье Караваевой длилось недолго. Прошло всего несколько месяцев после награждения. В 1944 Валентина попала в автоаварию по дороге на съемки новой картины «Небо Москвы».

При столкновении машины с трамваем водитель погиб. Актриса осталась жива, однако от подбородка до уха у нее протянулся страшный шрам. Лицо привлекательной прежде девушки осталось изуродованным.

Это исключало возможность киносъемок. Оставались лишь эпизодические роли. После Победы Караваевой удалось устроиться в театр имени Моссовета. Роли там ей давали далеко не второстепенные.

Но надежды возвращения прежнего лица исполнительница не оставила. Ей ничем не могли помочь специалисты отечественные. Однако в это время Валентина познакомилась с британским дипломатом Джорджем Чапменом.

Тому давно нравилась веселая обаятельная девушка из картины «Машенька». Даже со шрамом он ее узнал. Поженились молодые люди в 1945. Памятуя о премии, Сталин дал отчаявшейся личное разрешение на выезд.

Неудачная операция и возвращение на родину

Но, даже живя за границей с любимым мужем, Валентина продолжала надеяться на то, что когда-нибудь она обретет свой былой облик. Однажды она узнала, что в одной швейцарской клинике творят настоящие чудеса. Актриса сразу же отправилась туда. Но пластическая операция не принесла желаемого результата. Караваева вернулась в Англию и впала в полное отчаяние.

Супруг пытался привести ее в чувство. Но Караваева была сама не своя. В какой-то момент она собрала чемоданы и объявила Джорджу, что уезжает обратно на родину. Чапмен уговаривал Валентину остаться, но та не поддалась уговорам мужа и все-таки улетела.

Побег в Москву

К пятому классу Валентина уже твердо решила, что ей больше нечего делать в обычной школе. Она захотела получить актерское образование. Для этого школьница начала разыгрывать дома всевозможные сценки, заучивать стихи, петь песни, параллельно рассылая в театральные школы страны письма с просьбой принять ее на обучение.

По легенде, 14-летняя Валентина даже отправила письмо Сталину, и в ответ ей пришло приглашение в киношколу при «Мосфильме». Сегодня уже неизвестно, насколько эта версия правдива, но Караваевой действительно удалось добиться своего.

Она написала родственникам прощальную записку и сбежала из дома в Москву. Там ее приняли в киношколу, выделили стипендию и общежитие.

На каждом занятии Валентина выкладывалась на полную, чем поразила своего преподавателя, режиссера Юлия Райзмана. Тихая и неприметная ученица будто превращалась в другого человека, когда выходила на сцену. Она с воодушевлением играла на репетициях любых персонажей. Очень скоро ей стали давать эпизодические роли в кино.

Сталинская премия

Окончив школу, девушка тут же отправилась покорять столицу. С первого раза она поступила в школу при студии «Мосфильм». Едва Валентина завершила обучение, как грянула война. Однако кино снимать не перестали. Мало того, именно в военные годы к Караваевой пришла настоящая слава. Это случилось благодаря мелодраме Юлия Райзмана «Машенька» 1942 года, в которой Валентина Караваева исполнила главную роль.

Картину высоко оценило руководство Советского Союза. Все члены съемочной группы были удостоены Сталинской премии. А Караваева стала самым молодым лауреатом этой награды. Ей был всего 21 год. Иосиф Виссарионович даже лично пожал Валентине руку. Казалось, теперь для актрисы открыты все двери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector