Капризный даль, «горбатый» костюм и другие курьезы со съемок «приключений принца флоризеля»
Содержание:
Театр и кинематограф
В 1977 году начал выступать на сцене БДТ. Сыграл более 30 разножанровых ролей и был верен родным подмосткам до конца своих дней.
Самые известные театральные работы: “Тихий Дон” (Листницкий-младший), “Ревизор” (Свистунов), “Визит старой дамы” (Роби), “Фома” (Мизинчиков), “Ночь перед Рождеством” (Запорожец), “Борис Годунов” (Годунов) и др. Коллеги утверждали, что в моноспектаклях Матвеев был неотразим.
На съемочной площадке оказался в 16-летнем возрасте. На тот момент Леонид Макарычев искал актеров в свою картину “Красные пчелы”. Симпатичный подросток чем-то зацепил режиссера, и ему досталась эпизодическая роль посетителя ресторана.
Валерий Матвеев в фильмах «Монолог», 1972 год (слева) и «Комедия ошибок», 1978 год
Обратил внимание на Валерия и Илья Авербах. Благодаря ему Матвеев, не имея актерского образования, получил роль второго плана в ленте “Монолог” и смог приобрести неоценимый опыт у таких великолепных мастеров, как: Михаил Глузский, Маргарита Терехова, Станислав Любшин, Марина Неёлова, Евгения Ханаева, Эрнст Романов
Популярность всесоюзного масштаба ощутил после премьеры экранизации Е. Татарского “Приключения принца Флоризеля”. Трехсерийная лента имела невероятный успех и до сих пор считается одной из лучших картин советского кинематографа. Режиссеру удалось собрать прекрасный актерский ансамбль: О. Даль, Д. Банионис, И. Дмитриев, Л. Полищук. В. Басов, Е. Цыплакова, М. Пуговкин, Е. Киндинов.
Валерий Матвеев в фильмах «Колье Шарлотты», 1984 год (слева) и «Вербное Воскресенье», 2009 год
Всего Валерий Матвеев был задействован в 25 фильмах, которые и сейчас зрители смотрят с удовольствием: детектив “Колье Шарлотты” (Игорь Линев), лента “Комедия ошибок”, (Герцог), драма “Никудышная” (Гена Мельников), биографическая картина “Жизнь Берлиоза” (Ленц), экранизация “Кража” (Доблмен), киноповесть “Предел возможного” (Володя), криминальная лента “Неустановленное лицо” (Балакин), комедия “Чокнутые” (слуга Отрешковых) и др.
В новом тысячелетии замечательного актера очень редко приглашали сниматься. Практически промелькнул в детективе “Ниро Вульф и Арчи Гудвин”, исторической картине “Романовы. Венценосная семья”, драме “Вербное Воскресенье”. Последний раз сыграл художника Мосина в криминальном сериале “Улицы разбитых фонарей-10”.
О судьбах коллег актера можно узнать, прочитав статьи:
Невыносимый Даль и горе костюмера
Немного фантастический сюжет фильма почти сразу же превращается в детектив. Путешествуя по городу со своим другом, полковником Джеральдином, Флоризель знакомится с художником Перкинсом, который приводит героев в некий «Клуб самоубийц». Принц движим идеей раскрыть тайну зловещего клуба и вывести на чистую воду его председателя. Флоризель – поистине великий детектив, этакий Шерлок Холмс, который ко всему прочему обладает возможностями титулованной особы. К его услугам всегда любые деньги и армия помощников, готовых выполнить любое поручение по мановению руки. Для этой роли режиссеру был необходим настоящий аристократ. Его он почти сразу нашел в лице Олега Даля.
С Олегом Далем тогда мечтали работать многие, но он многим отказывал, и причины отказов никак не объяснял. А те режиссеры, с которым он соглашался сотрудничать, тоже часто были не рады: за актером закрепилась слава капризного скандалиста. Татарскому повезло: прочитав сценарий про Флоризеля, Даль тут же подтвердил свое участие в фильме. История ему очень понравилась. Но почти сразу он попытался выдвинуть режиссеру свои условия: попросил взять на роль Джеральдина своего друга – актера Юрия Богатырева. Однако Татарский, уже видевший в роли соратника принца другого артиста, Игоря Дмитриева, не пошел на уступки, и Далю пришлось подчиниться.
Фото: Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля» Неприятности начались в первый же день съемок. Режиссеру позвонили с площадки: «Срочно приезжай, Даль скандалит!». Гнев Даля обрушился на художника по костюмам. Наряд, который ему предложили для роли, актеру категорически не понравился. Справедливости ради стоит отметить, что костюм и вправду сидел на артисте плохо: спереди приходилось прикалывать булавку, сзади наряд горбился, да и «пряжка» принца не устроила. Это ли Флоризель, о котором говорят, что он самый элегантный человек в Европе?
К счастью, художник-постановщик «Ленфильма», до этого много работавшая с Далем, помогла подобрать другую одежду, которая пришлась актеру по душе. Когда фильм вышел, стало очевидно: потрепанные нервы съемочной группы режиссера стоили того. Флоризель в исполнении Олега Даля получился утонченно-реалистичным и в то же время сказочно-невероятным.
Слишком «не советский» фильм
В образе Флоризеля, как и во всем фильме в целом, время от времени проскакивали намеки на тоталитарную советскую власть. Мало того, что главный герой – принц, так еще и постоянно слышатся фразы вроде «Государство – это я» (прозвучала она, кстати, из уст попугая Флоризеля). Художественный совет «Ленфильма» ленту раскритиковал, а в Госкино принимать ее вообще отказались. Кроме того, чиновников возмутило название фильма. Изначально картина называлась «Клуб самоубийц, или Приключения одной титулованной особы». Ясное дело, в Советском Союзе ни о каких титулованных особах, а уж тем более самоубийствах и речи быть не могло. Режиссер уступил: фильм переименовали в нейтральное «Приключения принца Флоризеля».
Однажды Татарский услышал по радио передачу, где звучал хорошо знакомый ему голос Игоря Дмитриева – того самого полковника Джеральдина. Тут же возникла идея вести закадровое повествование от лица его героя. За каких-то два часа Татарский написал текст ко всем трем сериям. В первых числах января 1981 года Татарскому позвонили с радостным известием: «13 января выпускаем». Несмотря на ожидания руководства Госкино, после первого показа фильм не приобрел оглушительного успеха. Татарскому выдвинули претензии: якобы, широкая зрительская аудитория ироничную ленту с двойными смыслами попросту не поняла. Но прошли годы, а к «Приключениям принца Флоризеля» зрители так и не потеряли интерес, ведь разгадывать ребусы и считывать двойные смыслы куда любопытнее, чем смотреть незамысловатые ток-шоу и сериалы. Это тонкая интеллектуальная игра, которая и сейчас доступна далеко не всем.
Принц Флоризель в фильмах
С легкой руки режиссера Евгения Татарского родина наследника королевства назвалась Баккардией, Джеральдин постарел, а таинственный продавец пирожных перевоплотился из банкрота в художника-абстракциониста Перкинса.
В 1981 году на Центральном телевидении СССР прошла премьера советского фильма «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», снятого по мотивам рассказов Роберта Льюиса Стивенсона. Интересно, что к показу кинолента была готова уже в 1979-м.
Кино произвело большое впечатление на аудиторию. Картина в жанре иронического детектива и сегодня, спустя десятки лет, остается в списке любимых у почитателей экранизаций английской классики.
Наряду с таким сериалом, как «Приключения Шерлока Холмса», работа Татарского была оценена и в СССР, и за границей. И, несмотря на более ранние экранизации в США (1909-го и 1974-го), остается на недосягаемой высоте.
Олег Даль в роли Принца Флоризеля в фильме «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы»
Завязка сюжета происходит с первых же секунд фильма. Молодого, но уже пресыщенного жизнью главного персонажа сыграл Олег Даль. Образ его напарника воплотил Игорь Дмитриев. Прогуливаясь по набережной, герои встречают парня, который привязал к шее камень и собирается спрыгнуть вниз с моста.
Им оказывается художник Перкинс (Асхаб Абакаров). Позже он приводит новых знакомых в «Клуб самоубийц» под руководством Председателя — Клетчатого. Роль вершителя судеб тайного сообщества талантливо сыграл харизматичный актер Донатас Банионис.
Советская экранизация предстала в 3 сериях, общая длительность киноленты — 190 минут. За это время герои успели не только расквитаться с жестоким Председателем, но и отыскать знаменитый алмаз Раджи.
Олег Даль, который не был избалован в своей карьере главными ролями, талантливо продемонстрировал амплуа приятного молодого человека, обуреваемого скукой. Его персонаж — настоящий мужчина, которому понятие чести дороже жизни.
Главный герой фильма элегантен и благороден, это та самая «титулованная особа», а его верный помощник ничем не уступает. Джеральдин менее легкомыслен и безрассуден. Творческий дуэт актеров позволил киноленте отметиться в сознании зрителей как наиболее удачная экранизация произведения Стивенсона.
Как на «Ленфильме» снимали «Приключения принца Флоризеля»
Трехсерийный сериал полюбили сразу – за тонкий юмор, отличный актерский состав и неожиданные повороты сюжета. Снял его режиссер Евгений Татарский
Фото: стоп-кадр
Сюжет фильма основывается на рассказах Роберта Стивенсона «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи» и с некоторой долей иронии повествует о противостоянии принца из далекой страны и таинственного и ужасного Председателя – короля преступного мира.
«Сценарий Эдгара Дубровского попал к моему отцу случайно. Со знакомым редактором он играл в шахматы на «Ленфильме». На столе лежала рукопись, и редактор предложил отцу ее посмотреть, сказав, что от сценария отказался другой режиссер. На тот момент мой папа уже был известен благодаря эталонному детективу «Золотая мина». Он взял сценарий домой и, открыв первую страницу, уже не смог оторваться», – рассказал режиссер Виктор Татарский, сын Евгения Татарского.
СКУЧАЮЩИЙ ФЛОРИЗЕЛЬ
Флоризель – скучающая титулованная персона, путешествующая по миру. От скуки принц и решил поиграть в детектива, этакий Шерлок Холмс, ко всему прочему обладающий безграничными возможностями главы государства.
Для главной роли режиссеру нужен был настоящий актер-аристократ. Его он почти сразу нашел в лице Олега Даля. Евгения Татарского многие отговаривали. Мол, Даль неуправляем, сильно выпивает и редко соглашается на роли. Но Евгений Маркович остался непреклонен и пригласил актера на пробы.
Роль обольстительной мадемуазель Жаннет режиссер на свой страх и риск отдал актрисе Любови Полищук. Звезд в этом телесериале не счесть. Даже поэт-песенник Илья Резник исполнил здесь яркую роль «преступника в инвалидной коляске».
Выбор актеров не понравился тогдашнему киношному начальству.
«Мне говорили: «Не надо Даля, у него глаза пустые», – вспоминал Татарский. – Сказать такое про Олега – это кощунство! «Не надо Дмитриева – надоел уже. И Полищук не надо – сняли один раз, и хватит». Тогда я сделал глаза вареного судака и сказал: «Ну, раз так, снимайте сами». В итоге Татарскому пошли навстречу – разрешили снимать всех, кого он выбрал.
КОСТЮМ НЕ ПО РАЗМЕРУ
Съемки проходили на Кавказе. Резиденцию и оранжерею принца снимали в сочинском дендрарии. Историю с драгоценностями – в Адлере, походный обед – в Гаграх.
Хоть Олег Даль и согласился на роль, слухи о его капризах оправдались. Но надо признать, что актер не скандалил без повода. В первые дни съемок Олег Даль был крайне недоволен предложенным ему костюмом. Его супруга Елизавета Даль вспоминала: «Я пришла на съемку на второй день – там странная обстановка. Все дерганые, все нервничают. Олег сидит серый. Сделать ничего нельзя. Спрашивать тоже нельзя…»
Вскоре все стало понятно. Костюм на Олеге – спереди на булавке, сзади горбится. И это принц Флоризель, о котором говорят, что он самый элегантный человек в Европе! На помощь Олегу Далю пришла художник-постановщик «Ленфильма». Это она создала для него элегантные костюмы, подчеркнувшие его фактуру.
УСТУПКИ РЕЖИССЕРА
Новые неприятности начались, когда фильм был готов. «Картина не может быть показана публично в связи с тем, что в образе принца Флоризеля артист Даль смакует монархические традиции» – с таким приговором целый год картина лежала на полке.
Было еще одно требование: изменить название картины с оригинального на более простое – «Приключения принца Флоризеля». Режиссер решил пойти на уступку.
Однако в 1991 году фильм заполучил обратно свое изначальное название – «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы».
Премьера состоялась в прайм-тайм на старый Новый год 1981-го. Вся страна три часа не отрываясь сидела у телевизоров.
ФАКТЫ
Согласно тексту повести Стивенсона «Алмаз раджи», Флоризель был принцем Богемии. Режиссер заменил страну на Бакардию. Имя и титул главного героя взяты из комедии Шекспира «Зимняя сказка».
АВТОР СЦЕНАРИЯ
Эдгар Дубровский
В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ
Олег Даль Донатас Банионис Игорь Дмитриев
Немного о личном
Так получилось, что при жизни у Валерия Евгеньевича никто не удосужился взять интервью. Поинтересоваться: есть ли семья, дети, увлечения, хобби.
Валерий Матвеев в фильме «Жизнь Берлиоза», 1982 год
Уже после ухода советского актера, коллеги вспоминали, каким он был доброжелательным, ярким и нестандартным человеком. Что обладал широким, мощным актерским диапазоном, но реализовать его в полной мере не смог.
Говорят, что Матвеев имел множество достоинств и один весомый недостаток – всегда и при любых обстоятельствах говорил в глаза всё, что думал. Конечно, правдивые слова редко кому нравились. Но по-другому поступать актер считал для себя неприемлемым.
Бытует мнение, что по этой причине Валерий Евгеньевич не был удостоен никакого звания. И все же, он оставил после себя светлую память, интересные роли. А еще благодарных учеников, которым передал свой опыт, занимаясь преподавательской деятельностью в Гос. университете культуры и искусства.
На протяжении многих лет Матвеев традиционно представлял Петра Первого на празднествах Дня города (Санкт-Петербург), который горожане отмечали 27 мая. К сожалению, в 2014-м году это замечательное событие прошло без талантливого актера. Он ушел не дожив всего 11 дней до этого торжества и дня своего рождения.
Валерий Матвеев в фильме «Приключения принца Флоризеля», 1979 год
О том, что Валерий Евгеньевич был серьезно болен и стойко боролся с коварным недугом, знали самые близкие люди. Его могила находится на Серафимском кладбище в Санкт-Петербурге. Недооцененному актеру, который так полюбился зрителям в роли колоритного ковбоя (с экрана им говоривший: “А здесь нечестно играют…”), было всего 57 лет. Спасибо, что дочитали статью, пишите комментарии. Мы благодарны за лайк. Подписаться просто — жмите желтую кнопку.